Словарный урок по русскому языку «Знакомство с В.И. Далем и его словарём»


Средняя школа №59 г. Ярославля.
Учитель русского языка и литературы Новожилова Анна Михайловна
Технологическая карта урока.
Тема урока:«Знакомство с В.И. Далем и его словарём» (5 класс).
Тип урока: словарный урок, посвящённый дню рождения Владимира Даля.
Цели урока:
1. Личностные: воспитывать чувство уважения и любови к родному языку, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело, совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в выражении мыслей и чувств, формировать уважительное отношение к культуре и истории родной страны.
2. Метапредметные: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность, анализировать и классифицировать языковой материал, строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения, обеспечивать бесконфликтную работу в группе.
3. Предметные: познакомить с биографией В.И. Даля, закрепить знания школьников по лексике (об этимологии слова, лексическом значении слова, об исконно русских словах и иноязычных, синонимах, фразеологизмах),формировать умения применять полученные знания на практике.
Инструментарий учителя: карточки с вопросами для каждой группы, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х томах, проектор.
Домашнее задание: с.119 упр.332:
1. Перед вами отрывок из словаря В.И. Даля. Определите, какие диалектные слова встретились в этом тексте. Какие пословицы знакомят с народными приметами, с особенностями быта русского народа?
2. Выпишите однокоренные слова к существительному дождь, разберите их по составу. Какие из этих слов употребляются в разговорной речи?
Деятельность учителя: Деятельность ученика: Формируемые УУД:
1 этап. Мотивационный.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт мотивацию к действиям. Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку, настраивается на совместную деятельность. Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы.
2 этап: создание учебной ситуации
Организует работу учащихся в группах.
Произносит вступительное слово, настраивающее учеников на работу. Объединяются в группы.
Слушают учителя, настраиваются на работу. Коммуникативные УУД:интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками,устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Результат совместной деятельности:созданы условия для работы в группах.
3 этап: проверка домашнего задания, актуализация знаний
Проводит проверку домашнего задания. Зачитывают индивидуальные сообщения о В.И. Дале,
слушают отвечающих. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга.
Результат совместной деятельности: осуществлена проверка домашнего задания.
4 этап: формулирование темы и цели урока
Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.
Задаёт наводящие вопросы, помогая учащимся сформулировать цель урока. Отвечают на вопросы учителя.
Формулирует тему урока.
С помощью наводящих вопросов учителя определяет цель урока. Познавательные УУД:анализировать языковой материал, структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание.
Результат совместной деятельности: сформулирована тема «Знакомство с В.И. Далем и его словарём» и цель урока: формирование представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов; закрепить умения пользоваться толковым словарем, находить в нём необходимые сведения.
5 этап: реализация смысла.
Выдаёт ребятам карточки с заданиями,
Даёт задание: во время презентации заполнить карточку 1.
Включает презентацию и знакомит учеников с биографией В.И. Даля.
Предлагает группам сравнить свои ответы и дополнить друг друга. Слушают учителя, смотрят презентацию, заполняют карточки с заданиями.
Обмениваются мнениями. Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания.
КоммуникативныеУУД: обеспечивать бесконфликтную работу в группе, уважительное отношение к партнёрам, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Результат совместной деятельности: заполнены карточки №1, подведены итоги этапа, формированы представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов
6 этап: работа со словарями.
Предлагает задания, связанные с умениями работать со словарём.
Каждой группе выдаются карточки с заданиями, которые необходимо заполнить на время.
Предлагает каждой группе поделиться с остальными результатами своей деятельности. Работают со словарём, выполняют задания.
Читают получившиеся ответы, слушают участников других групп. Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания.
КоммуникативныеУУД: обеспечивать бесконфликтную работу в группе, уважительное отношение к партнёрам, умение слышать и слушать друг друга.
Результат совместной деятельности:заполнены карточки №2 и №3, подведены итоги этапа, закреплено умение работы со словарём.
7 этап: рефлексия
Просит учащихся продолжить фразу: «Сегодня я научился …».
Выставляет оценки за урок. Продолжают фразу: «Сегодня я научился …». Регулятивные УУД:оценивать своюдеятельность.
Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, выставлены оценки.
8 этап: домашнее задание
Комментирует задание на дом. Записывают задание, слушают к нему комментарий. Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга.
Результат совместной деятельности: прокомментировано и записано домашнее задание.