ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГР НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»











Обобщение опыта работы

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГР НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»












Подготовил преподаватель
Л.В. Анохина








Актуализация темы.

В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению предмета «Технология».
Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности студентов. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся. Время, в котором мы живем, выдвинуло перед средним профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Вопреки устоявшемуся мнению, что студенты приходят на занятия технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Я часто использую на своих уроках игровые технологии, особенно на 1 курсе обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на студентов обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого модуля. Такие уроки значимы для личностной деятельности. Деятельность превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности студентов, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все студенты имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу. Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и есть другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Нестандартные уроки
Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру, содержание формы, которые вызывают прежде всего интерес студентов, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.
Классификация нестандартных уроков:
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.
Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;
Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;
Уроки с различным составом студентов (деление на подгруппы).

Виды нестандартных уроков:
Урок-деловая игра;
Пресс-конференция
Лекция;
Бинарный урок
Уроки-экскурсии
Театрализованные уроки;
Уроки типа КВН
Уроки с групповыми формами работы.
Почему же нестандартные уроки получили такое распространение? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков. Такие поиски направлены на решение цели студентов и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения студентами разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Из опыта работы.
Основная задача моей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонне развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО. Исходя из этих задач, основными целями считаю:
формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков студентов по освоению выбранной профессии;
развитие познавательных способностей и творческого мышления;
воспитание профессиональной самостоятельности;
выработка активной жизненной позиции;
активация деятельности учащихся путём постановки проблемных ситуаций на занятиях;
Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении студентов на первом курсе применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей студентов. Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность студентов, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению учащихся. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую на первых-третьих курсах обучения. Это связанно с тем, что возраст таких студентов 15-17 лет – переходный этап в жизни учащихся: во-первых – формируется личность, а во-вторых, студенты попадают в новую среду. Задача преподавателя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым человеком не испугало, не разочаровало, а, наоборот, способствовало возникновению интереса к обучению. Мне как преподавателю спецдисциплин приходится решать такую задачу каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает студентов и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках студенты работают более активно. Особенно радует, что те обучающиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого ребёнка возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
Раскрыть особенности педагогических игр
Оказать возможную методику организации урока с использованием игровых технологий
Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. В современном бучении игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве занятия или его части;
как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности:
Физические
Интеллектуальные
Трудовые
социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Познавательные, воспитательные, развивающие;
Репродуктивные, продуктивные, творческие;
Коммуникативные, диагностические.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Существуют определённые требования к организации дидактических игр.
Игра – это форма деятельности студентов, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры
Обязателен элемент соревнования между участниками игры
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)
Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания)
Игры-соревнования (участники делятся на команды)

ВЫВОДЫ
Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников СПО. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, я анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обучения 75%, средний балл 3,5-4.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у студентов интереса к предмету.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815


Липецк, 2015 г.