План – конспект урока на тему «Разноцветные страницы. Жанры устного народного творчества»

Конспект урока: «Разноцветные страницы. Жанры устного народного
творчества»
(за основу приняты материалы учителя начальных классов МБОУ СШ №64 города Ульяновска Архиповой М.А.)

Цели:
1. Формирование умения различать жанры фольклора.
2. Развитие художественно-эстетического восприятия произведений устного народного творчества.
3. Воспитание полиэтнической культуры через изучение русского и мордовского фольклора.

Материально-техническая база:
- костюмы для инсценировки сказки.

Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации художника-этнофутуриста Андрея Алёшкина персонажей мордовского фольклора;
- карточки-задания с отрывками из сказок.

Методы обучения:
- получение новых знаний – беседа, рассказ, демонстрация;
- закрепление и повторение изученного – беседа, повторение;
- развитие познавательного интереса – формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
- развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся – творческое задание (инсценировка);
- методы контроля – ответы на вопросы.

Рекомендации по видам деятельности

1. Формирование представления о русском фольклоре

1.1. Краткая беседа о жанрах
- Вспомните жанры устного народного творчества, выберите эти жанры.
Поэма, песня, загадка, пословица, поговорка, басня, повесть, рассказ, считалка.
- Каких жанров фольклора вы не нашли в данных записях?
(Сказки, потешки, небылицы, скороговорки).

1.2. Игра «Узнай что это?»
- Попробуйте прочитать справа налево:
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
- Догадались что это такое? (Скороговорка)
- Скороговорка – шуточный жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. На Руси скороговорки появились ещё в глубокую старину. Они помогают ребёнку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
- Как нужно читать скороговорки?
- Вспомните скороговорки со звуком «С».
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Коси коса, пока роса; роса долой – и мы домой.
3. Сорок сорок Прострочены в срок –
Для своих сорочат Сразу поссорились,
Сорок сорочек Сразу поссорились,
Не ссорясь, строчат. Сразу поссорились
Сорок сорочек Сорок сорок!

1.3. «Продолжите пословицу»
- Скажите, о каком жанре говорят:
« это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких- либо событий, случаев. (Пословица).
Соотнесите начало и конец пословицы:
Труд человека кормит, / надо наклониться.
Чтобы из ручья напиться, / а человека труд.
Землю красит солнце, / а лень портит.
- О чем эти пословицы?
Как вы понимаете высказывания? «Без пословицы речь не молвится, – говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь».

1.4. Найдите считалки
Считалка – жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только трудны, но и опасны для жизни. Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу – помочь распределить работу. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру.
- Среди предложенных четверостиший найди считалку.
На дворе трава, Раз, два, три, четыре, пять,
На траве дрова. Вышел месяц погулять.
Раз дрова, два дрова, А месяц луна,
Три дрова. Оставайся ты одна.
Богат Ермошка –
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
- Прочитайте считалку выразительно.
- Когда её используют? (Считалки – рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьёвка в играх детей).

2. Формирование представлений и понятий о мордовском фольклоре

2.1. Беседа о мордовском этносе
Наша страна многонациональна, в ней живут не только русские, но и люди других национальностей. Назовите основные народы, проживающие в Поволжье. ( Русские, татары, чуваши, мордва).
Мордва является самым крупным народом финно-угорской языковой семьи народов России. Его разумом и трудом в течение многих тысячелетий создавалась уникальная культура. Богатое своеобразное творчество мордвы выражено в легендах, песнях, сказках, пословицах, поговорках, загадках, балладах, которые сохранились до сих пор.
Многие произведения устного народного творчества были записаны собирателями фольклора и теперь у нас есть возможность познакомиться с ними ближе.

2.2. Объяснение смысла мордовских пословиц и закличек
Пословица – народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Народные пословицы прославляют ум, смекалку, уменье человека; они пронизаны глубокой любовью и уважением к ученью, грамоте и науке, которые возвышают человека, утверждают его власть над природой.
Как и у каждого народа у мордвы есть замечательные пословицы. Прочитайте и объясните их смысл.
Лето сеет, собирает, зима варит, поедает.
Рубашка не мокнет – семья голодает.
Любишь рыбу есть – люби и в воду лезть.
Не наряд красит человека, а умелые руки.
- Какие пословицы мордовского народа похожи на русские?

это стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года. Они восходят древним магическим заклинаниям природы. Теперь это лишь детская забава, игра. Дети обычно дружно скандируют или распевают заклички, повторяя их несколько раз, во время первых весенних дождей или после летней жары:
Дождик, пуще лей! Пиземня, вишкопт!
Дам тебе семишники. Максан семишникт.
- Послушайте слова другой заклички.
Солнышко, выйди, выгляни,
Каши масляной ложку дам!
Солнышко, выйди, выгляни,
Красного петушка тебе дам.
- Как вы считаете, когда её произносят?

2.3. Разучивание мордовской народной колыбельной песни
- Все вы помните русские народные колыбельные песни. У мордовского народа тоже они есть.
Колыбельные песни мордовского народа по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребёнку. В традиционных текстах мордовских колыбельных песен поётся о птицах (сороке и вороне, в противоположность русским «гуленькам»), о животных (кошке, коровушке), о предметах домашнего обихода.
Большинство мордовских колыбельных песен построены как обращение к ребёнку. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким, а дочь – проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.
Прослушайте одну из них (звучит колыбельная песня).
- Прочитаем слова этой песни.
Баю, баю, сыночек мой,
Ты моя вода речная,
Спи и вырастешь сыночек,
Крепкий, сильный, как дубочек.
- Как нужно петь эту песню?
- Кто и когда её поёт?

2.4. Беседа о мордовских сказках
- Вспомните, из каких сказок эти отрывки? (Отрывки из сказок написаны на карточках).
а) - Речка-матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молочком!
б) - Дай рыбки!
- Не дам! Пойди сам налови.
- Я не умею!
- А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыбка сама за хвост нацепляется!
в) Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водице.
Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Смысл сказок – в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил. В сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания, и что практика проверяет достоверность наших знаний.
Сказка является одним из самых распространённых жанров в мордовском фольклоре. Как и сказки иных народов, мордовские сказки имеют разнообразный характер.
- Какие виды сказок вы знаете? (О животных, семейно-бытовые, волшебные или фантастические.)
Семейно-бытовые сказки: «Как мужик барина обманул?», «Иван да Матрёна».
Сказки о животных: «Пугливая мышь», «Лиса и журавль», «Кот и лиса», «Как ворона лисицу обманула».
Волшебные сказки: «Ветка орешника», «Куйгорож», «Диль диль, дедынька».
В них часты встречи с необычными существами. Люди верили в них, поклонялись им.
Вирява – хранительница леса.
Ведява – богиня воды.
Ведятя – водяной.
Норава – хозяйка поля.
Варда – злое сказочное существо (колдунья, ведьма).
Каштомава-Пенякудава – хозяйка печи.
Кудятя – домовой.
Куйгорож – гном обогащения и наживы, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дитя, рожденное от змеи и совы: куй – змея, корж – сова.
Известный художник-этнофутурист Андрей Алёшкин в своих работах обращался к устному народному творчеству. На картинах он изобразил персонажи мордовской мифологии, как он их представляет. (Показ рисунков).


Кудятя Ведятя Каштомава-Пенякудава

Куйгорож Варда
- Многие сказки мордовского народа дают ответы на вопросы «Почему вода в море солёная?», «Почему кошка с собакой не дружат?», «Почему коршун и курица в ссоре?».
- Сегодня мы познакомимся с мордовской сказкой «Как появилась первая гусыня».

2.4.1. Чтение сказки «Как появилась первая гусыня»

Рассказывают, что давным-давно жила-была девочка Гага. Руки у неё были, словно лебединые крылья, – красивые, белые, мягкие. Очень гордилась она своими руками и берегла их. Бабушка просит:
- Гага, принеси из колодца воды.
- Я себе руки испорчу, – отвечает Гага. – Мозоли на ладошках набью.
- А ты варежки надень, – советует бабушка.
- Порвались мои варежки.
- А ты возьми иголку и заштопай, – говорит бабушка.
- Ишь, какая хитрая! – возмутилась Гага. – Я иголкой пальчик могу уколоть
Пришлось бабушке самой по воду идти. Принесла она ведро воды, замесила тесто и напекла блинов. Теперь уже Гага просит:
- Дай мне блин!
- Блины у меня горячие, – отвечает бабушка. – А у тебя руки очень нежные – можешь обжечься.
- А я варежки надену.
- Но ведь варежки у тебя рваные, – говорит бабушка.
- А я их заштопаю.
- Иголкой пальчик можешь уколоть. Лучше уж потерпи без блинов.
Обиделась Гага и ушла от бабушки на речку. Встала на берегу, раскинула руки, как крылья, и любуется своим отражением в воде. Закружилась у неё голова, и свалилась Гага в воду. Но не утонула, а превратилась в гусыню. С тех пор все гусыни любуются своим отражением в воде, раскидывают крылья и кричат:
- Га-га! Га-га!
Дескать, вот какие мы красивые, посмотрите на нас!

2.4.2. Работа над смыслом сказки
- О ком эта сказка?
- Какой была девочка?
- Как вы относитесь к поведению девочки?
- Почему она стала такой?
- О чём попросила Гагу бабушка?
- Как она отнеслась к её просьбе?
- Чем она объяснила свой отказ?
- Почему бабушка не дала Гаге блинов?
- Что она ответила внучке?
- Как вела себя девочка, когда бабушка ей отказала?
- Что произошло с Гагой? Почему?
- В чём смысл сказки?
- Какая из пословиц подходит к этой сказке?
- Как вы считаете, что делает человека красивым?
- К какому виду относится эта сказка?
- Чему она учит?

2.4.3. Инсценирование сказки, рефлексия

Рисунок 1Рисунок 2Чђ Заголовок 215