Конспект итогового урока Жанры устного народного творчества

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования города Братска








Конспект открытого урока
«Жанры устного народного творчества»
(для детей дошкольного возраста, второй год обучения)









Составитель: педагог дополнительного образования
МБУДО «ДТДиМ «Гармония»
Мурашова Ирина Витальевна








Братск, 2016



 

Тема урока: «Жанры устного народного творчества»

Цель урока: развивать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи урока:
Образовательные:
вспомнить жанры устного народного творчества.
учиться различать жанры устного народного творчества.
Развивающие:
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;
Воспитательные:
способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
совершенствовать коллективные формы работы.

Оборудование: ТСО (мультимедиа, экран, компьютер).
Раздаточный материал:
- альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Структура и ход  урока:
Вступительное слово педагога.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что относится к устному народному творчеству? Ответы детей (сказки, пословицы, потешки, частушки, скороговорки и.т.д.).
Педагог: Ребята, как одним словом можно назвать все эти произведения? Ответы детей. Обобщение: Все эти произведения называются фольклором. Педагог: Кто является их автором? Ответы детей: (народ)
Обобщение: Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передаётся народная мудрость, и эта ниточка может разорвать, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить своё прошлое.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ!
- Давайте вспомним, какие скороговорки мы с вами выучили?
- Прочитайте, пожалуйста, эту скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Творческое задание.
- Давайте проговорим следующую скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек может удивляться? (грустно; радостно, громко, торжественно).
Задание: произнесите скороговорку с разной интонацией. Интонацию каждый обучающийся выбирает сам.



Задание. 1. Определите жанр русского народного творчества.
Не бывает скуки, коли, заняты руки. Что это? – (пословица)
На пеньке сидит косой,
Что-то вслух читает.
Приближается лисица,
Слушает, вздыхает? – (небылица)
Водовоз вез воду из водопровода. – (скороговорка)
Круглый, румяный – в рот просится. – (загадка)
Дождик – дождик, пуще лей,
На меня и на людей!
А на бабу – Ягу – лей по целому ведру! – (закличка)
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Голуби боятся, на крышу не садятся,
Крыша ломается, хозяин ругается. – (дразнилка)
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли, по три денежки платили.
Кто не станет платить, тому выходить. – (считалочка)

Задание 2. Отгадай загадки.
Ползун ползёт, иголки везёт – (Ёж)
На шесте – дворец, во дворце – певец - (Скворец)
Летом одевается, зимой раздевается – (Дерево)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл- (Гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает. – (Лук)
6. Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице – (Морковь)
7. Сто одёжек и все без застёжек – (Капуста)
8. Без рук, без топорёнка построена избёнка – (Гнездо)
9. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный – (Арбуз)
10.Два брюшка, четыре ушка – (Подушка)

Задание 3. Сказочная викторина.
На чём передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? - (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.
Кого в русских народных сказках называют «кумушкой»? – ( Лису)
В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
В какой русской народной сказке есть пословица: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» (Морозко)


Подведение итогов.
Педагог: Ребята, давайте подведем итог.  Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Педагог благодарит детей за работу, за проявленное творчество.

Список источников информации:
1.Н.Л. Круковская, Г.Ю. Шилова. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009 с. – (В помощь школьному учителю).
2. Ю.Н.Кушак. Загадки для малышей. ООО «Издательство Фламинго», 2005.
3.10000 лучших пословиц и поговорок на все случаи жизни/ - сост. Т.В. Скиба. – Ростов н/д: Владис; М.;РИПОЛ классик,2010.-480 с.
4. СМИ «НУМИ» (NUMI.RU) http://numi.ru/docs/67051







15