Статья Развитие познавательных умений учащихся через интеграцию и межпредметные связи

Развитие познавательных умений учащихся через интеграцию и межпредметные связи

Решать современные проблемы, носящие главным образом глобальный характер, смогут лишь творчески мыслящие люди, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, обладающие целостным миропониманием и системным мышлением, осознающие взаимосвязь вещей и явлений в природе, особое место в ней человека. Поэтому в учебном процессе так важна роль межпредметных связей.
При их использовании исключается формализм. Использование информации полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала, ибо межпредметные связи целенаправленно формируют в сознании учащихся необходимую цепочку ассоциаций, связывающих понятия, законы, теории, изучаемые в разных учебных дисциплинах, в единую логически стройную систему знаний. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения.
Психологи утверждают: чтобы показать возможность подойти к одному и тому же явлению с разных сторон, важно включить это явление в разные связи, т.е. научить мыслить диалектически.
Опыт общения со школьниками подтверждает: многие неглупые ребята учатся, используя какой-то несвойственный им, «перпендикулярный» способ мышления, который помогает выработать свой метод научного познания. В реальности же знакомство с этими методами происходит в рамках почти всех предметных областей, они в большей или меньшей степени отражены в содержании каждого учебного предмета. Однако при традиционных подходах к преподаванию в школе не создаются условия для предъявления учащимся общенаучных методов познания как действительно общенаучных, т.е. применяемых в различных науках. Со схемой анализа как общеучебным методом познания учащиеся знакомятся на уроках по всем предметам. Но понимания того, что этот метод познания универсален и переносим из одной области в другую, у ребят не формируется.
Именно информатика помогает решить эту проблему. Прежде всего, это связано с тем, что информатика изучает саму информацию, её законы и информационные процессы. Сама структура построения предмета позволяет научить:
1. алгоритмическому мышлению во всех областях жизни;
2. самостоятельно ставить перед собой задачи;
3. выбору эффективных инструментов решения задач;
4. оценки качества собственной работы,
5. умению работать с дополнительной информации
6. навыкам самообразования;
6. коммуникативным умениям.
«Информатика и информационные технологии» – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. В соответствии с этим организацию учебного процесса с использованием межпредметных связей можно рассматривать не только как желательную, но даже необходимую форму преподавания предмета.
Реализация межпредметных связей зависит от содержания материала и от формы организации урока. Возможны случаи, когда знания и умения, сформированные на уроках информатики, служат опорными для конкретных видов деятельности на других предметах. Например тема «Моделирование и формализация» призвана обеспечить ребёнку освоение средств, позволяющих ему сознательно и целенаправленно осуществлять процессы мышления и при-менять культурные способы мыслительной работы. Такими средствами являются знаковые системы, позволяющие фиксировать человеческую деятельность и представлять её в объективированной форме, ученики овладевают способами и приёмами решения задач, постигают принципы их конструирования и место в образовательном процессе. [5.C.115]. Межпредметные связи служат для создания проблемных ситуаций и активизации познавательной деятельности.
Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать надпредметные знания (является синонимом понятия «общеучебные знания, умения и навыки») и применять их на практике.
Таким образом, межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.
В своей практике использую разные виды уроков, реализующих межпредметную связь:
1. фрагментарные – с элементами межпредметных связей, которые использую для раскрытия частных вопросов темы урока (например, урок «Информация и информационные процессы»»: связь истории , литературы, математики, физики);
2. «узловые» - включаю межпредметные связи в качестве органической составной части всего содержания темы урока (например, «Решение задач с помощью электронных таблиц»: связь физики, обществознания, химии, математики);
3. синтезированные – специально организуемые, повторительно – обобщающие, на которых концентрируются знания учащихся из разных предметов с целью раскрытия всеобщих законов и принципов (например, «Основы логики и логические основы компьютера»: связь биологии, химии, физики, истории, математики).
Мной замечено, что применение на уроке информатике исторического, экологического, краеведческого и т.п. материала способствует усилению интереса учащихся к учебной деятельности, осознанию практической направленности содержания изучаемого раздела, формированию полисистемного мышления.
Стараюсь при проведении урока соблюдать следующие дидактические условия:
1. включать «межпредметные» уроки в тематические и поурочные планы на основе координации задач, содержания и методики уроков по другим предметам;
2. конкретизировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока с учётом использования межпредметных связей;
3. последовательно формировать на уроках по общим по содержанию или смежным предметам понятия, умения и мировоззренческие выводы;
4.рационально использовать разнообразные средства активации познавательной деятельности учащихся при осуществлении интеграции (проблемности, наглядности из смежных курсов, самостоятельных работ, индивидуального подхода и др.).
Использую интеграцию знаний на уроках разных типов и видов, одним из которых являются комплексные зачёты по смежным учебным темам различных предметов.
Очень часто использую компьютерное моделирование на уроках при выявлении закономерностей, взаимосвязей или выводе законов. Предпочитаю пользоваться интерактивными моделями, благодаря чему осуществляется переход от уровня компьютерного наблюдения к компьютерному эксперименту, что даёт широкую возможность для развития самостоятельности и развития мышления
Чтобы расширить знания школьника, способствовать его развитию использую также активные технологии обучения на уроках информатики: деловые игры, проблемные ситуации, моделирование, поисковую работу, проектирование. Такой подход дает возможность создать благоприятные условия не только целостного и качественного усваивания учениками фундаментальных знаний, но и для приобретения ими гражданской компетентности.
Это помогает развивать у учащихся навыки самостоятельного установления взаимосвязи между предметами, способствуют целостному восприятию картины окружающего мира и формирует целостную систему знаний.
15