Урок по чтению Малые жанры устного народного творчества


Тема урока: «Малые фольклорные жанры устного народного творчества»
(загадки, заклички, пословицы, потешки, скороговорки, считалки, песни)Цель: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.Задачи:Образовательная:• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. Развивающие:• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные:• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.Планируемые результаты (УУД):Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;Метапредметные:регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).Ход урока
Организационный момент
Класс поделён на команды.
Гостей встречают девочка и мальчик с караваем одетые в русские народные костюмы.
В классе выставка книг по теме : устное народное творчество. Выставка русских старинных предметов( Самовар, деревянные ложки, куклы русские народные, рушники, туески корзинки и т.д.)
Актуализация знаний
1.Выход коробейника в русском народном костюме:
-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
-Песнями да считалками побалуйте!
-Давно мы вас ждем -поджидаем!
-Ай да загадочки вам загадаем!
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!
-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.
- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.
2. Беседа.
Учитель- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)
- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
(«Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.
«Народное»-создано народом.
«Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).
Значит и разговор сегодня пойдет о русском, о народном.Мальчик- Скажите, а какое сейчас время года? (осень)- Верно, ребята, осень. А вы знаете, что в старые времена на Руси был такой обычай, когда поздней осенью был собран весь урожай, а в закрома засыпано зерно, собирались жители все вместе коротать долгие осенние да зимние вечера, устраивались посиделки, вечерки.Девочка -Смотришь, кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, кто ложки из дерева вырезает. Как говорится – «От скуки бери дело в руки». Так и веселили друг друга. То песню затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают. Вот и вы сейчас отгадайте мои загадки:Мальчик -Как зовут меня, скажи: Часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок,Синеглазый?..Девочка -На травинке солнце бьётся,С ветерком на небо рвётся.Но совсем не горячиСолнца белые лучи.Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят.Учитель- О чем идет речь в загадках? (о цветах)- Сегодня мы с вами вспомним и смастерим еще один необычный цветок, который называют «живым». У этого цветка вместо лепестков - пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки. - Как их можно назвать одним словом? (фольклор)- Действительно, это малые жанры устного народного творчества, или фольклор. В этих произведениях отражена народная мудрость.- Давайте и мы сегодня устроим посиделки, где постараемся почувствовать красоту и глубину этих небольших произведений. - Для того, чтобы вам было интересно работать на уроке, каждый из вас занял свое место в одной из четырех групп. Надеюсь, что в конце нашего урока мы тоже соберем богатый урожай знаний и умений, так как вам предстоит большая работа. Итак, ребята, в счастливый путь по дорогам народного творчества!- Каждая группа получает от меня задания, которые вы должны вместе прочитать, обсудить и выполнить.- А какие правила работы в группе вы знаете? - Правильно, будьте внимательны, слушайте друг друга, помогайте, дополняйте ответы товарищей, работайте сообща. Каждое выполненное задание дополнит наш цветок лепестком.
Работа в группах(дети получают задания, обсуждают и выполняют, записывают жанр произведения на лепестке)1 группа – 1 задание:Собери правильно предложения. Выразительно прочти их. Назови жанр, к которому они относятся. Объясни их значение.Семь раз отмерь , а руки делают

Поспешишь , один отрежь
Глаза бояться , людей насмешишь
Нет друга ищи .а нашел береги
 ПословицыПословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. - Какие пословицы вы знаете?2 группа – 1 задание:Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут.
Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? Светит, сверкает, всех согревает. Крашеное коромысло над рекою повисло. - Ребята, так что же такое загадка?ЗагадкиЗагадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда. 
Физминутка (Звучит русская народная песня дети играют в игру «Каравай»)
3 группа – 1 задание:Разыграть «шутку –прибаутку»
–Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
–Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
-Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
Шутка -прибауткаПрибаутка- баять, говорить, рассказывать складный короткий стишок –сказка. Главными героями могут быть как люди так и животные.4 группа – 1 задание:Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр. (спеть песню)Баю-баюшки-бай-бай –
Маша, Маша, засыпай.^ Крепче глазки закрывай,Поскорее засыпай.Глазки-глазки закрывай -Баю-баю-баю-бай. - Скажите, а когда люди поют?- На какие группы можно разделить песни? У каждого народа есть колыбельные, хороводные, свадебные и другие песни. Их поют у колыбели ребенка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет. Какие русские народные песни вы знаете? Кто может спеть?
-
 Ребята, а вы знаете считалки? Для того чтобы выполнит следующее задание вы должны каждый в своей группе при помощи считалки выбрать того кто будет выполнять следующее задание.Первичное закрепление. Рефлексия.- В самом начале урока я говорила вам о том, что мы тоже будем собирать урожай, поэтому будьте внимательны. Каждый возьмет из моей корзинки лист, на котором написано произведение, прочтет его и определит жанр, а затем положит в эту замечательную корзину.
ЗакличкаДождик-дожлик, пуще!Дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!(Закличка – короткое стихотворение , обращение к природе или другим явлениям. Народ думал ,Если кого-то звать просить о чем –то у природы то просьба обязательно сбудеться)
Потешка-Ладушки-ладушки, где были?
- Убабушки!-А что ели?
-Кашку!-А что пили?
-Бражку!-Кашка масленька!-Бабушка добренька!-Попили, поели. Шуууу!!!Домойполетели!-На головку сели! «Ладушки» запели.
Дразнилки
Ябеда, корябеда, солёный огурец.
На полу валяется, никто его не ест.
Жадина, жадина,
Жадина, говядина.
Задира кролик сел на столик
И поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит:
-Домой хочу!
Небылица
Лиса по лесу бежала,Лиса хвост потеряла.Ваня в лес пошёл,Лисий хвост нашёл.Лиса рано приходила,Ване ягод приносила,Её хвост отдать просила. - Молодцы ребята, богатый урожай мы собрали .Наш урок подошел к концу
-Вспомните и назовите то , что мы делали на сегодняшнем уроке ( вспомнили и повторили малые жанры фольклора , создали « живой цветок « лепестки которого это малые жанры .)
Я хочу поблагодарить вас всех за урок . молодцы , работали хорошо.
Те ребята кому было все понятно и урок понравился , поднимите красные цветы.
Ребята у кого задания вызвали затруднения , поднимите синие цветы.
(сделать вывод).
В заключении все играют в игру «Ручеек».