ТЕМА РОКА И СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.Андреева (Научный руководитель: Посохина Ольга Витальевна, преподаватель русского языка и литературы)


ТЕМА РОКА И СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.АндрееваЖигачёва Татьяна Николаевна
Россия, БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Научный руководитель: Посохина Ольга Витальевна,
преподаватель русского языка и литературы
Россия, БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Аннотация
В работе описывается и раскрывается тема рока и судьбы в творчестве Л.Н. Андреева на примере повести «Жизнь Василия Фивейского».
Zhigacheva TatianaRussia, BPOU OO «Mezensky teachers College»Supervisor: Posokhina Olga,teacher of Russian language and literature Russia, BPOU OO «Mezensky teachers College»
AbstractThe paper describes and reveals the theme of fate and destiny in the works of Andrew, N. L. for example, the story "Life Basil Thebes".
Творчество Леонида Николаевича Андреева является неотъемлемой и важной частью литературного наследия как России в целом, так и для нашего Орловского региона.
Многие годы творчество Леонида Николаевича по идеологическим причинам оставалось под запретом, его работы не издавались, а литераторы не принимали его в свои круги. Но в последние годы интерес к его творчеству, произведениям возрос. Новое поколение неравнодушно к столь глубокомысленным произведениям этого писателя.
Леонид Андреев является представителем Серебряного века русской литературы. По его биографии известно, что, несмотря на его раннее увлечение искусством и литературой, родился и вырос он в период, когда в России царило бегство и разруха, была запрещена свобода мысли и слова. Под влиянием давления со стороны власти, внешних условий, почти на протяжении всего своего жизненного пути творчество Андреева проникнуто философскими мотивами, выраженными размышлениями о жизни и судьбе. В его произведениях выражены критика и осуждение современного мира, политики и власти. Большое место в творчестве Л. Андреева занимают революционное движение в современной писателю России и изучение религий.
Повесть «Жизнь Василия Фивейского» была написана в 1903 году. Это сложное и многоплановое произведение, в котором раскрывается сущность трагедии веры и не смирения главного героя – отца Василия Фивейского. Повесть   направлена   против   долготерпения,   против упования на божью милость.
В самом начале рассказа появляется мрачная тональность и пессимистическое настроение. В жизни Василия Фивейского главенствует «таинственная преднамеренность», в результате которой несчастия и страдания невозможно побороть. Поэтому на протяжении всего произведения присутствует зловещий тон, создающий угнетающее настроение безысходности и тоски.
Во многих своих произведениях Андреев стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. В этом же произведении он поводит сюжетную аналогию с библейским сюжетом о страданиях Иова.
Гуманизм отца Василия, его искреннее сострадание к беднякам  вступает в  непримиримый  конфликт с его верой в  милость  небесного  владыки.   И вера  в  Бога не выдержала испытания гуманизмом — такова объективная мысль повести.
Андреев предельно сгущает краски, собирая воедино все самое страшное, что только может выпасть на долю одного человека, чтобы затем с огромной художественной силой показать взрыв тех чувств, которые исподволь накапливались в человеке, ведя его к духовному возрождению или духовному кризису.
«Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок», [2: 1] — так начинается повесть. И действительно, чего только не испытал герой повести! — утонул семилетний сын, жена с горя запивает, второй сын рождается дегенератом, попадья с горя окончательно спивается, обезумеет и однажды, уснув с горящей папиросой, сожгла дом и сама сгорела, спасти удалось только уродца-сына. Все это вызвало в отце Василии сомнения в благости божией, остро поставило перед ним и проблему веры. Он боится самому себе признаться, что вера его поколебалась. 
Окончательно теряет веру, когда трагически и страстно просил у бога вернуть жизнь погибшему бедняку. Но осознав что, чуда не произошло, священник поднимается до гневных упреков тому, кто составлял смысл его жизни, был символом его надежд, Всевышнему.
Вся повесть пронизана мыслью, что нельзя, с одной стороны, жить слепой непоколебимой верой, как живет священник Василий Фивейский, с другой,— невозможно и нищенское существование, являющееся уделом Семена Мосягина и других крестьян. Мосягин в рассказе является антагонистом отца Василия, он верит в Бога естественно и просто. Эта вера живет в герое на уровне интуиции, неосознанного чувства, которое не поддается никаким логическим объяснениям, а рождается и умирает в человеке вместе с ним. Антагонистом Василия Фивейского выступает и Иван Копров, который тоже считает себя избранником Бога и полностью удовлетворен своим земным существованием.
Два варианта веры Мосягина и Копрова помогают читателю понять религиозный путь Василия Фивейского. Еще недавно главный герой верил в Бога «торжественно и просто: как иерей и как человек с незлобивой душой» [3: 27]. Отца Василия объединяет с Копровым идея избранничества, в основе которой лежит рациональный подход к великим тайнам жизни и смерти, всего мироздания, прямое соотношение себя с Богом.
Четвертая глава рассказа является наиболее экспрессивно насыщенной. Ожидание катастрофы реализуется в образе идиота, воплотившего вселенское безумие и зло. Прозрение было столь резким, что психика отца Василия не выдержала: в безумии он выбегает из церкви и «в трех верстах от села, посередине широкой и торной дороги» падает замертво. Описание природы напрямую соотносится с состоянием души человека и выполняет психологическую функцию. Завершает эту символическую картину лицо идиота, закрывшее небо и землю. Данным эпизод олицетворяет царство абсурда на Земле, бессмыслицу и хаос, где невозможно уже навести порядок и противостоять безумию. Но даже в этом последнем эпизоде присутствует слабая надежда на спасение человеке от рока, выраженного в образе идиота. Как яркий символ порыва к духовному освобождению воспринимаются последние строки повести: «И в своей позе сохранил он стремительность бега... как будто и мертвый продолжал он бежать».
В рассмотренной повести Андреева отчетливее, чем во многих иных его произведениях,  демонстрируется «образ души», так называемый «кусочек психобиографии человека». Главный герой – личность героическая, пытающаяся всеми силами противостоять своей судьбе, року, тяготевшему на протяжении всей ее жизнью.
Проблема веры и судьбы человека, представленная в рассказе, открыла путь к сопряжению индивидуальности со вселенскими закономерностями бытия, выступило организующим центром всего образного мира произведения и оказало существенное воздействие на его композиционный строй, ключевые лейтмотивы, художественные пространство и время, на систему персонажей и доминирующие средства психологического анализа.
Список литературы:
Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Андреев,_Леонид_Николаевич
Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского. – М.: Художественная литература, 1990, - 1 с.
Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского. – М.: Художественная литература, 1990, - 27 с.
Чирва Ю.Н. О пьесах Л.Андреева // Андреев Л.Н.Драматические произведения: В 2 т. Л., 1989. Т. 1.
Андреев Л. Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: ООО Издательство АСТ, 2000.
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Под ред. А. А. Суркова. – Т. 2. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.