Презентация по истории на тему: Первый год Великой Отечественной войны — оборонительные сражения. Битва за Москву — подвиг всей страны.


Тема урока: Первый год Великой Отечественной войны – оборонительные сражения. Битва за Москву – подвиг всей страны.Работу выполнила Рыкова Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания в МКОУ ООШ с. Иннокентьевка Нанайского района Хабаровского края, индекс: 682364.Телефон: 89241198535. Цели: - уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский «поход на Восток» не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны; - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;- раскрыть причины неудачи Красной Армии в начальный период войны; - показать роль и значение победы в битве за Москву;- способствовать развитию сопереживания к участникам войны и воспитание чувства гордости за свою Родину, формирование ценностных ориентаций;- овладение умениями работать с различными источниками исторической информации;- выработка навыков работы с историческим документом, документальной хроникой;- умение анализировать, обобщать и делать выводы.Тип урока: комбинированный.Оборудование: учебник, доска, отрывки из исторических документов и источников, документальная хроника, презентация, карта. Основные знания: периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; разгром немецких войск под Москвой.Основные понятия: Великая Отечественная война; периоды Великой Отечественной войны; начальный период войны.Оборудование урока: учебник, карты «Великая Отечественная война Советского Союза (22.06.1941 г. – 18.11. 1942 г.)», «Разгром немецко - фашистских войск под Москвой», компьютер, проектор, мультимедийная презентация. Ход урока.I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.III. Переход к новой теме.IV. Изучение нового материала.V. Закрепление изученного на уроке.VI. Домашнее задание.VII. Рефлексия. II. Проверка домашнего задания – проверочное тестирование (с несколькими вариантами ответов).1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 г.?А) Западная Белоруссия;Б) Западная Украина;В) Бессарабия;Г) Варшавское воеводство. 2. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?А)Бессарабия и Северная Буковина;Б)Литва;В)Латвия;Г)Эстония.3. Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?А)К.Е. Ворошилов;Б)Г.К. Жуков;В)С.К. Тимошенко.4. Какие обстоятельства обусловили неудачи Красной Армии в войне с Финляндией?А)сложные погодные условия;Б)низкая подготовка командного состава;В)помощь Финляндии западных государств;Г)слабая оснащенность войск современной военной техникой.5. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?А)Введение советских войск на территорию Польши;Б)нападение СССР на Финляндию;В)заключение СССР договора с Германией.6. Какие изменения в трудовом законодательстве произошли в предвоенные годы?А)Введение уголовного наказания за прогулы;Б)введение 10-часового рабочего дня;В)отмена выходных дней;Г)введение 8-часового рабочего дня;Д)введение 7-дневной рабочей недели.7. О чем шла речь в заявлении ТАСС от 14 июня 1941 г.?А)О беспочвенности слухов о возможной войне между СССР и Германией;Б)о переводе военных округов в полную боевую готовность;В)о неизбежности войны с Германией. III. Переход к новой теме.Перед объяснением нового материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: когда и какими действиями началась вторая мировая война? Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 г.? Когда Гитлер начал разрабатывать план нападения на СССР? Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства? Затем учитель создает проблемную ситуацию: как вы думаете, почему Сталин не прислушался к предупреждениям советских разведчиков? IV. План изучения нового материала.Начало войны.Оборонительные бои Красной Армии.Мобилизация сил для отпора агрессору.Битва за Москву. 1. Начало войны.Рассказ о вероломном нападении Германии на СССР сопровождается показом на карте трех направлений, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск и их сателлитов. Учитель подчеркивает, что вместе с Германией против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия. Затем учитель спрашивает: почему война советского народа против Германии получила название Великой Отечественной? Выслушав ответы учащихся, учитель рассказывает о периодизации Великой Отечественной войны. Периодизация войны:I период 22 Июнь 1941 г. —18 ноябрь 1941 г. В этот период Германия полностью владела стратегической инициативой. Не имея возможности перехватить инициативу, Красная армия была вынуждена только реагировать на действия противника. Период характеризовался цепочкой крупных поражений и больших людских и территориальных потерь СССР.II период 19 ноября 1941 г. — декабрь 1943 г. На всем его протяжении происходила напряженная борьба за стратегическую инициативу. Она переходила от Красной армии к Вермахту и обратно. Переход происходил при исчерпании наступательных возможностей одной из сторон, упреждении планов противника или же передачи инициативы противнику по политическим мотивам. После провала немецкого летнего наступления 1943 г. под Курском стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной армии.III период январь 1944 г. - май 1945 г. - заключительный этап войны: разгром армии и крах правящих режимов государств-агрессоров. Период освобождения территории СССР, стран Восточной и Юго-Восточной Европы от агрессора и капитуляции фашистской Германии. 2. Оборонительные бои Красной Армии.Учитель показывает фрагмент «Нападение» из видеофильма «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) – эпизоды от момента нападения СССР до начала битвы за Москву.После просмотра видеофильма учащиеся заполняют таблицу «Основные события на советско-германском фронте» в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1941 г.):{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дата Сражение Результаты и значение сражения Установление блокады Ленинграда (8 сентября 1941 - 27 января 1944 гг.)Рассказывая об установлении блокады Ленинграда, учитель предлагает обсудить проблемное задание: в зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы (на следующем слайде). Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г. … б) Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией…в) Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…г) …весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России.Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак…Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне…мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города. 3. Мобилизация сил для отпора агрессору.Этот вопрос рассматривается путем беседы. Учащиеся читают соответствующий раздел учебника и выдержки из заявления Советского правительства, сделанного 22 июня 1941 г., и отвечают на следующие вопросы: какие меры предприняло советское руководство для отражения германской агрессии? Чем объяснить тот факт, что Великобритания и США, несмотря на тесное сотрудничество СССР с Германией в 1939-1940 гг., сразу же после начала Великой Отечественной войны заявили о полной поддержки советского народа и оказании ему военно-технической и экономической помощи? 4. Битва за Москву.Об оборонительном периоде битвы под Москвой учитель рассказывает, используя карту. В ходе объяснения нового материала учащиеся продолжают заполнять таблицу. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дата Сражение Результаты и значение сражения Разгром немецких войск под Москвой. О разгроме немецких войск под Москвой выступает ученик с заранее подготовленным сообщением. V. Закрепление изученного на уроке.В заключении урока учитель зачитывает приказ 14 декабря 1941 г. командующего войсками Западного фронта Г.К. Жукова «О преследовании врага»: «Ни один гитлеровский бандит, ворвавшийся на нашу землю, не должен уйти отсюда живым. Наша задача – бить его всеми средствами, пока не будут освобождены все наши города, все наши земли, пока не будет ни одного живого немецкого захватчика на нашей земле. Наша святая обязанность жестоко отмстить за разрушение наших городов и сел, наших заводов и фабрик, за замученных отцов и матерей, за изнасилованных наших жен и сестер, за убитых наших советских детей. Родина требует от нас подвигов и геройства. Родина требует беспощадного истребления немецких оккупантов, не щадя ни сил, ни самой жизни, отмстим немецко-фашистским извергам за все и полностью». О чем свидетельствует появление подобного приказа? Каково историческое значение битвы под Москвой? Объясните, почему многие военные историки считают, что битва под Москвой положила начало коренному повороту в ходе войны. Как бы вы объяснили суть этого поворота? Удалось ли немецким войскам осуществить планы фюрера? Как вы думаете, почему? V. Домашнее задание.Задание на дом: п. 36, и вопросы к нему. Используя воспоминания членов семьи, соседей и знакомых, подготовить небольшой письменный рассказ «Тыловые будни».