Урок по теме «Творчество Пушкина – культурное наследие России»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок для родителей (школьный форум «Большая перемена»)
на тему:
«Творчество Пушкина – культурное наследие России»Автор разработки: Чалышева Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
2014г.
Тема: «Творчество Пушкина – культурное наследие России»
Цель: осмыслить пушкинскую идею бессмертия человека-творца.
Образовательные задачи:
1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»;
2) развивать умения анализа художественного текста;
3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, метафора) формировать навыки комментированного чтения художественного произведения;
4) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;
2) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, аналитический, метод комментированного чтения.
Оформление и оборудование урока: текст стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ; портрет автора; фото Александрийского столпа; расстриженные понятия ЭПИТЕТА и ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, толковые словари С.Ожегова; мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности. Орг. момент. Приветственное слово учителя:
-Здравствуйте, уважаемые участники форума «Большая перемена». У нас с вами сегодня немного необычный урок: у меня сегодня на уроке очень взрослые ученики, а вам предстоит снова вспомнить свои школьные годы и побывать в роли учащихся. Но я думаю, что мы с вами справимся со всеми трудностями на нашем пути. Пожелаем друг другу удачи.
Звучит музыка (Григория Свиридова «Зимняя дорога»), во время которой листается презентация с памятниками Пушкина. (слайд 1-8)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф: (слайд9)
«Жизнь нужно прожить так. чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н.Островский «Как закалялась сталь»)
- Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? (ответы родителей).
Учитель: Действительно, вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди, уходя из нашей жизни, оставляют только добрые и светлые воспоминания, а другие, наоборот, либо оставляют отрицательные эмоции, либо не запоминаются ничем? А какой поэт оставил самый ощутимый след в нашей литературе? (А.С.Пушкин)
Учитель: Тема нашего урока «Творчество Пушкина – культурное наследие России» (слайд 10). Запишем ее в тетрадь. Как вы считаете, является ли Александр Сергеевич нашим культурным наследием? Если да, то почему? (ответы родителей)
Учитель:
А.С.Пушкин не только создатель русского литературного языка, он также оставил свой след в архитектуре, вспомним памятники на презентации в начале урока; в литературе – например, музыкальная композиция, поставленная в начале урока, это музыка Григория Васильевича Свиридова из цикла романсов на стихи Пушкина. Пушкин наложил свой отпечаток практически на все виды культуры: живопись, театр: в истории лучших драматических театров страны пушкинская драматургия заняла почетное место.
Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений Александра Сергеевича «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(слайд11).
Слово учителя о создании стихотворения (слайд12):
-После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. В связи с вышесказанным, давайте определим проблему, вопрос нашего урока.
-Какие разногласия возникли у исследователей? (Чем же является стихотворение Пушкина, самоиронией автора или же творческим завещанием? слайд 13)
3. Построение проекта выхода из затруднения. На этот вопрос мы и постараемся найти ответ в ходе нашего урока.
Но прежде, чем приступить к решению этой проблемы, прослушаем стихотворение (фонохрестоматия)
-Какие действия мы должны выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? (ответы родителей, а затем учитель выводит слайд 14)
1)Работа с лексикой стихотворения.
2)Определение темы и идеи стихотворения.
3)Анализ художественных средств.
Запишите эти три этапа решения проблемы в тетрадь.
4.Реализация проекта.
1)Работа с лексикой стихотворения.
-Стихотворения лежат перед вами на парте. Какие из слов вам непонятны? (ответы) слайд15
-Что нам нужно сделать, чтобы определить их значение? (посмотреть по словарю)
Выпишите значения непонятных вам слов в тетради. Также выпишите значение слова ПАМЯТНИК.
Учащиеся выписывают значения.
Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография).
Пиит – поэт.
Всяк сущий – существующий.
Тунгус – народность Восточной Сибири.
Муза – богиня поэзии, вдохновение.
Какое значение имеет слово памятник по словарю?
-А какое значение имеет слово в данном стихотворении?
Найдите в данном стихотворении название еще одного памятника? (Александрийский столп)
-В Петербурге на Дворцовой площади был воздвигнут памятник Александру I в честь его победы над Наполеоном. У Пушкина это образ-символ: величие царя, воинская слава. Чем он отличается от памятника Пушкина? (Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно).
Вывод: Как вы думаете, ребята, для чего поэт использует такие слова: не поэт, а пиит, не голова, а глава, восславил, Веленью Божьему и т.д. (Для придания торжественности стихотворению – слайд 16)\
2.Переходим ко второму этапу. Определение темы и идеи стихотворения.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о поэте и поэзии)
-Что хотел сказать автор своим стихотворением?
-Каков век у его поэзии? (пока людям будет нужна поэзия)
-Какая строфа наиболее соответствует основной идее произведения? (вторая строфа)
Вывод: Какова тема и идея стихотворения?( слайд17 -Тема: поэт и поэзия, идея: произведения Пушкина – памятник)
3)Анализ художественных средств. Мы поговорили о лексике, определили о чем поэт хотел сказать, теперь давайте поговорим о том, как он донес до нас основную идею? С помощью чего? Т.е. какие средства художественной выразительности использовал автор. Все средства мы, конечно, не будем анализировать, мы поработаем с наиболее яркими средствами этого стихотворения - ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Перед вами лежат расстриженные обрывки текста, ваша задача – составить определения эпитета и олицетворения. (родители составляют определение из расстриженных обрывков текста, затем проверяют по слайду 18).
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Конструкция: прилагательное + существительное.
Олицетворение — это наделение любого существа, явления или предмета человеческими чертами. Конструкция: глагол + существительное
Задание: найти в тексте эпитеты и олицетворения и выписать их в тетрадь.
Проверьте себя по слайду и поставьте себе оценку, пользуясь ключом. (слайд 19):
Эпитеты: памятник нерукотворный, главою непокорной, чувства добрые, жестокий век, заветной лире, народная тропа, подлунном мире.Олицетворения: душа переживет, слух пройдет, муза будь послушна.
Вывод: для чего автор использует в стихотворении эпитеты и олицетворения? ( слайд 20 -для придания образности, выразительности).
5. Рефлексия деятельности. Итоги урока:
-А теперь давайте вернемся к нашему проекту (слайд21), справились ли мы с его реализацией? Что мы узнали в ходе реализации каждого этапа проекта?
-Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос нашего урока? Чем является стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» самоиронией поэта или же его творческим завещанием? (ответы родителей)
Конечно же, однозначно мы ответить на этот вопрос не можем, даже после досконального изучения стихотворения пушкинисты до сих пор не могут прийти к единому мнению. Но каждый может сам решить для себя, кем является для него Пушкин, и пробуждает ли Пушкин в нем «чувства добрые». К примеру, Белинский считал , что «читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека»
- Сейчас я предлагаю вам оценить фразеологическим оборотом свои ощущения от урока.
1. Каша в голове
2. Ни в зуб ногой
3. Светлая голова
(родители подходят к доске, на которой записаны фразеологические обороты, прикрепляют значки к выбранному фразеологизму)
-Запишите домашнее задание, в соответствии с выбранным фразеологизмом.1.каша в голове – выучить наизусть стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
2.ни в зуб ногой – выписать эпитеты из стихотворения «Памятник» Г.Р.Державина3.светлая голова  - сочинение: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
Всем спасибо за урок!