Конспект урока по ОДНКНР на тему «Культурное наследие христианской Руси».



Конспект урока в 5 классе по предмету: Основы духовно-нравственной культуры народов России .

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Форма урока: урок – размышление.

Время проведения: 40 минут

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;
отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;
формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв.

Познавательные задачи: формирование христианского подхода к событиям;
умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;
выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси.

Развивающие задачи:
развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности;
развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.

Воспитательные задачи:
воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;
формирование христианской веры.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:
Мультемедийная презентация к уроку:
Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
Н.ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Перед уроком (5 минут) осуществляется эмоциональный настрой учащихся: сначала звучит шелест дождя, затем щебет птиц и веселый перезвон церковных колоколов.

Ход урока.

Организационный момент.
Учитель:
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала природа словно распахнула школьные двери и напомнила о себе шелестом дождя, солнцем щебетанием птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов?
Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси» (Слайд № 1).
Основная часть.
2.1. Вопросы учителя:
Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык);
Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую);(Слайд 2)
Откуда на Русь пришло христианство?( На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги).
(Слайд 3)

Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства?
Прочитайте исторические свидетельства на странице учебника 87-88.
Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.
Книжное учение набирало силу в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников;
Открывались школы, как для мальчиков, так и для девочек Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»), кому могла принадлежать вот эта?(Слайд 4)
Учитель (Слайд № 5 «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении»)
В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу (Тихомиров М. Русская культура Х-ХУ1 вв. М.,1968 г., с. 99-100).
Ребята, какова польза от «учения книжного»?
Можно ли книги заменить другими средствами обучения?(Слайд 6)
(Слайд № 7-8) (Святитель Стефан Пермский).Знакомство с просветителем Перми – Стефаном.
А кто может ответить на вопрос: «Что такое берестяные грамоты? И Где впервые они были обнаружены?» (Слушаем сообщение ученика)(Слайд 9)
Учитель: перед вами текст, в котором рассказывается о книгопечатании на Руси.(Слайд 10) Какой вопрос вы бы поставили, если бы оказались учителем?
Слайд № 11-13 («Рубить повсюду церкви»);
Назовите основные правила возведения храмов на Руси?
Учитель: Перед Вами иллюстрации храмов (слайд 14-17). Посмотрите , какие замечательные купола, арки, колокола.
- Почему церкви и храмы имеют такие формы?
- На что похожи купола церкви?
- Почему архитектуру называют застывшей музыкой?(Прослушивание звона колоколов)

2.7 Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению. Какие же черты свойственны нашей национальной культуре?
Итог урока.
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
Учитель (заключительное слово):
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
иль косо посмотрели вслед,
или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.
Домашнее задание:
Создать презентацию по темам :
1.Биография братьев Кирилла и Мефодия.
2.Какой была славянская кириллица?
3.Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры Древней Руси?






































Список литературы:
1. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали экспериментальная программа для общеобразовательных и внешкольных учреждений Вып №2 - М Изд-во МГАП «Мир книги», 1993 - 72с
2. Дробницкий О Г Проблемы нравственности -М , 1997, 333с
3. Дунаев М М Вера в горниле сомнений издательский совет Русской Православной Церкви - 2002 - 1056с

15