Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе


Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе . «Прекрасная страна слов»
Цели:
Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже. Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Развивать воображение, словотворчество.
Материалы:
Аудиозаписи – шум моря, фрагмент композиции «Утро» Э. Грига, песня «Облака, белогривые лошадки»муз.В .Шаинского, картонное «солнце», поднимающееся на веревочке,картины с изображением неба, облаков, моря; вырезанные из картона «облака» разной формы, корзинка, бабочки вырезанные из бумаги, кисти, гуашь, «неразливайки» с водой.
Ход занятия:
- Здравствуйте, мои милые! Сегодня я вас отведу в страну Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит композиция «Утро» Э. Грига). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Но что это? (На фоне картины с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).
Среди поля голубогоЯркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это солнце!
- Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (Ответы детей).
- Давайте поиграем с солнышком. (Проводится пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг).Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
- Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей).
Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).
Как быстро по небу бегут облака!
Похоже одно на конька-горбунка,
Другое – на мчащееся авто,А третье похоже не знаю на что!
(Показываю детям облака,вырезанные из бумаги)
- А как вы думаете, на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок. Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите. Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на …». (Ответы детей.)
Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
- Найдите слова на небе.(Ответы детей) Теперь найдите слова на земле. (Ответы детей.) Какие интересные слова вы нашли!За это я подарю вам бабочек.(Раздаю детям бабочек)
-Чуть позже ваши бабочки превратятся в красивых,ярких и волшебных,а сейчас положите их на стол и послушайте,что же это за шум?
(Звучит шум моря.)
- Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах,как вы думаете? Это чайки ловят рыбу. Послушайте какое забавное стихотворение я знаю про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море. Вот и вы улыбнулись .как вы думаете, а слово «улыбка» доброе?
-А теперь подойдем к своим столам, вот у нас есть бабочки, что же с ними не так, почему они не похожи на настоящих?(Ответы детей).Давайте мы сделаем их крылышки яркими ,красивыми. Нам помогут волшебные краски и кляксы. Кистью с краской мы поставим на одном крыле бабочки разноцветные кляксы, затем аккуратно сложим крылышки и легонько придавим ладошкой. (Дети ставят на своих бабочек кляксы.) Теперь раскройте бабочкины крылья, что же у нас получилось? Ах какие бабочки-красавицы!
-Давайте мы тоже с вами превратимся в бабочек.
(провожу физкультминутку)
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения)
-Ребята, а бабочка это красивое, доброе слово? А вы знаете прекрасные ,добрые и волшебные слова?
( Беру в руки корзинку.)
Дует легкий ветерок.
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова –
Слова любви, слова добра.
Ну-ка, добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)
Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их. ( «рассыпаю содержимое корзинки» вокруг.) Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.
-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Подарите ваших чудесных, волшебных бабочек нашим гостям и вы увидите, как их лица озарятся улыбками. (Дети дарят свои рисунки)
-Закройте глаза. (Звучит музыка.) Вот мы и дома. Откройте глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? (Ответы детей.)
Теперь вы знаете, друзья,
Что есть чудесная страна.
Где тропинка и лесок,
Над морем легкий ветерок,
Чайки, небо надо мною –
Все прекрасное, родное.
Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами.