Образовательная программа по нетрадиционной технике рисования для детей 5-7 лет.


Рассмотрена и рекомендована
методическим объединением
Протокол № 3 от 11.01.2016 г.
методист _______________Смыкалов В.Е.
Утверждаю
______________________Директор МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников Н.В. Хижнякова
Принята на педсовете № 5
от 15.01.2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Дополнительная образовательная программа
«Волшебные краски»
Тип программы – модифицированная
Адресат программы – обучающиеся 5 - 7 лет
Срок реализации –1 года
Разработала - педагог дополнительного образования
Ковтун Марина Петровна,
Реализует - руководитель объединения
«Волшебные краски» - Ковтун Марина Петровна,
Дата разработки программы – 2015 год, р. п. Ольховатка
Ольховатка - 2016 год
Пояснительная записка
Программа «Волшебные краски » имеет художественную направленность.
Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Возраст детей участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Рекомендуемое количество обучающихся в группе: 12 человек.
Уровень реализации программы:1-й год обучения - базовый;
Формы учебной деятельности: индивидуальные и групповые занятия.
Срок реализации программы: 1 года.
Общее количество часов -72;
1-й год обучения - 72ч.;
Рекомендуемый режим занятий:
1-й год обучения -2 занятия в неделю по 30 минут;
Цель программы:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 -
2 Рисование пальчиками. 7 2 5
3 Монотипия. 6 1 5
4 Тычок сухой кисточкой. 5 1 4
5 Кляксография. 4 1 3
6 Набрызг. 5 1 4
7 Рисование ладошками. 8 2 6
8 Рисование по мокрой бумаге 4 1 3
9 Другие техники рисования. 31 5 26
10 Итоговое занятие. 1 1 -
Итого 72 16 56
Содержание программы
Вводное занятие (1ч)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Рисование пальчиками (7ч.)
Теория: познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись» и с понятиями пятно, точка, короткая линия, цвет.
Практика: учить детей набирать краску на палец, ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.
Монотипия (6ч.)
Теория: знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования. Создание сложных изображений при использовании несложных приёмов.
Практика: научить детей складывать лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Тычок сухой кистью (5ч.)
Теория: познакомить с понятием «тычок»
Практика: научить детей рисовать « тычком». Дети опускают в гуашь кисть и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Кляксография (4ч.)
Теория: познакомить детей с понятием «кляксография».
Практика: научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Зачерпывать гуашь пластиковой ложкой и выливать на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются
Набрызг (5ч.)
Теория: познакомить детей с техникой «набрызг».
Практика: научить детей набирать краску на кисть и ударять кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование ладошками.(8ч.)
Теория: познакомить с техникой « рисования ладошками»
Практика: научить детей рисовать ладошками, опускать в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивать ее с помощью кисточки и делать отпечаток на бумаге. Рисовать и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирать салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование по мокрой бумаге(4ч.)
Теория: познакомить с техникой « рисование по мокрой бумаге»
Практика: научить детей рисовать на мокрой бумаге, как сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Другие техники рисования (31ч.)
Теория: познакомить детей с понятиями « оттиск смятой бумаги», «граттаж», « пластилинография».
Практика: научить создавать композиции, сочетать изобразительные техники, освоить технику рисования кисточкой, закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Упражняться в технике печатания. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать технику.
10.Итоговое занятие. Итоговая аттестация. (1ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Планируемые результаты освоения программыПрограмма способствует:
 - развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению  цветовосприятия;
 - концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
 -формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
 - сформируются навыки трудовой деятельности
 - активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
 - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного года: 01.09.2015 г.- 31.05.2016 г.
Количество учебных недель- 36, учебных дней- 72.
Продолжительность учебного года - 36 недель.
Сроки и продолжительность каникул:
31.10.2015 г. - 08.11.2015 г.
30.12.2015 г. - 10.01.2016 г.
26.03.2016 г. - 03.04.2016 г.
Сроки проведения промежуточных и итоговых аттестаций:
21.12.2015 г. - 26.12.2015 г.
16.05.2016г. – 20.05.2016 г.
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение
Педагог с высшим образованием. Имеет высшую квалификационную категорию. Прохождение курсов повышения квалификации по графику.
Материально-техническое обеспечение
Основной материал, необходимый для реализации программы:
Альбом для рисования, акварельные краски, гуашь, жёсткая кисть, салфетки, пластилин, восковые мелки, зубные щетки.
Формы аттестации
В качестве диагностики используется
- устный опрос;
- тестирование;
- выставки.
-однодневные выставки, которые проводят с целью обсуждения. Оценивать работы начинают сами авторы.
-выставка по итогам года, на которой определяется полнота реализации образовательной программы;
-выставка – конкурс, это не только отчёт, но и процесс самопознания.
Оценочные материалы
Промежуточные тесты, итоговые тесты.
Методическое обеспечение программы
Методы и приёмы работы по программе
словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ) ;
наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки) ;
метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы) ;
игровые (дидактические, развивающие, подвижные) ;
метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Групповая и индивидуальная работа с детьми;
Выставки творческих работ в группе;
Тематические развлечения;
Мастер-классы с педагогами и родителями;
Консультации для родителей и педагогов;
Родительские собрания с использованием ИКТ;
Оформление предметно-окружающей среды.
Средства работы:
использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью и др.).
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
Инициативность;
Самостоятельность;
Любознательность;
Наблюдательность;
Воображение, фантазия, образное мышление;
Творческие способности;
Склонность к экспериментированию;
Способность к принятию решений.
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2000
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006
3. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика-Синтез, 2013
5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : ИД «Цветной мир», 2013
7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М. : Айрис-пресс, 2013.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001