Конспект урока на тему Натюрморт в графике. Работа в технике граттаж


Тема урока: «Натюрморт в графике. Работа в технике граттаж».
Цель урока: Познакомить учащихся с графикой как видом изобразительного искусства, с основными разновидностями графических изображений. Закрепить знания учащихся о средствах выразительности в графике. Осваивать новую художественную технику и ее возможности. Формировать графические умения и навыки в изображении натюрморта. .Воспитывать старательность и аккуратность.
Оборудование: мультимедиакомплекс, диск CD «Азбука искусства. Как научиться понимать картину», презентация «Основные разновидности графических произведений», раздаточный материал, тест «характер линии»,
натурная постановка,
сказочный герой «Карандаш»;
для детей: подготовленный картон для работы, салфетки, зубочистки, рамки для паспарту, скотч;
Зрительный ряд: графические работы художников:
Леонардо да Винчи и др. работы художников – графиков, в том числе книжные иллюстрации, плакат, промышленный дизайн.
Литературный ряд: «сказка о линии», стих «Рисунок – это волшебство»
Музыкальный ряд: классическая музыка
Содержание урока:
Проверка организации рабочих мест.
Вступительное слово учителя: О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование окружающими нас предметами часто передают с помощью черного и белого цветов. На сегодняшнем уроке мы поговорим о графике, ее видах и выразительных средствах, будем осваивать новую художественную технику.
Ребята, давайте откроем страницы электронного учебника и закрепим свои знания о графике, как виде изобразительного искусства.
(На диске выбрать 2 этаж, графика и живопись)
4. Ведущие видеоролика упомянули о том, что все художественно-графические произведения можно разделить на несколько основных разновидностей:
(презентация - 6 позиций , работа с презентацией)
Основные разновидности графических произведений
1. Станковая графика – произведения самостоятельного художественного значения, не связанные с книгой (не иллюстрации), не имеющие узкого практического значения, выставочные работы художников.
2. Книжная и журнально-газетная графика, образующая идейно-художественное единство с литературным текстом и одновременно предназначенная для декоративно-художественного оформления книг и журналов.
3. Плакат – один из самых распространенных видов агитационно- массового и рекламного искусства.
4. Художественно – производственная графика (открытки, визитки, почтовые марки, грамоты).
5. Промышленный дизайн (промграфика) – упаковка.
6. Компьютерная графика (новая разновидность).
По сравнению с живописью графика отличается большой оперативностью, поэтому эти произведения обладают большими возможностями в деле идейно – политического и эстетического воспитания.
Язык графики и главные выразительные средства:
* линия
* штрих
* контур
* пятно
* тон
* фон бумаги
Примеры работ художников.
Обратите внимание на работы художников - (продолжить презентацию)
1. С помощью каких выразительных средств художник создает свое произведение? (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм)

Ребята, надеюсь , у вас не осталось сомнений, что в графике важную роль играет линия. Предлагаю вам послушать «сказку о линии».
«Жил – был одинокий карандаш. Скучно проводил он время на столе, стоя в своем стаканчике. И вот однажды решил он попутешествовать в страну «изобразилию». Прохаживаясь по бумаге он встретил попутчицу – линию. Недаром говорят, «если с другом вышел в путь – веселей дорога…», когда у карандаша было спокойное настроение и линия сопровождала его ровная, спокойная,1 стоило карандашу взбодриться и линия скакала короткими 2 и сочными штрихами¸ то вдруг становилась злой и нервной3, то крутящей и взлетающей4. Карандаш с помощью линии изображал картины: текла на картинах река, светило солнце, плыли облака, набегала тучка, проливаясь дождем, вставала радуга и людям от таких картинок становилось радостно. С тех пор подружились и живут вместе линия и карандаш».
Упражнение – тест «Характер линии»
(установить соответствие настроения и типа линии)
Объектом сегодняшнего изображения будет являться натюрморт «Комнатный цветок и яблоко.»Работать будем в технике «Граттаж». Французское слово «граттаж» означает «скрести, царапать». (Показать пример выполненной работы)
Техника безопасности: стол покрыть газетой, работать зубочисткой.
Требования к рисункам:
1) Равновесие композиций, соразмерность деталей;
2) Сюжетно – композиционный центр выделен;
3) Оправданное заполнение листа(не мелко, не крупно);
4) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом, инструментами, изобразительной техникой;
5) Аккуратность;
6) Завершенность, достаточная проработанность рисунка, можно дать название.
Самостоятельная работа учащихся:
Выполнение натюрморта «Комнатный цветок, яблоко»
Итоги урока: экспресс – выставка, позитивная оценка работы школьников
Вопросы:
- К какой разновидности графических произведений вы отнесли бы свои работы?
Пожелания ребятам на прощание:
Рисунок- это волшебство,
И если ты постиг его,
Рисуй и знай,
Что с волшебством
Ты как с самим собой знаком!
Но волшебство не упусти –
Расти его
И сам расти.