Конспект по внеурочной деятельности Рисуем-мастерим Пластилиновая живопись


Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: выполнить живописную работу в технике «пластилиновая живопись»;
Образовательные задачи:
- дать понятие «пластилиновая живопись»
- научить работать поэтапно
- научить приёмам работы с пластилином
Развивающие задачи:
- развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма
- развитие пространственного мышления и творческих способностей
- эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства
- воспитание у детей художественного вкуса
- разработка моторики пальцев рук детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость
Ход занятия:
III. Актуализация знаний обучающихся
(слайд 1) Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришла сказка, как когда-то она приходила к одному замечательному человеку, который создал огромное количество картин на сказочные сюжеты. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов.
Вы знаете, кто это? (знаменитый художник)
Сегодня на уроке у нас интересная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и попробуем нарисовать ее необычным способом, а каким вы узнаете позже.
V. Вступительная беседа. Рассказ о жизни В.М. Васнецова
(слайд 2) В.М. Васнецов родился в селе, где сейчас располагается город Киров.  (Дом-музей)
Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям.
(слайд 3) Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленном доме собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки!
В.М. Васнецов много своих картин посвятил сказкам и былинам. Попробуйте угадать, к какой сказке нарисована иллюстрация:
(слайд 4) «Богатыри», (слайд 5) «Алёнушка», (слайд 6) «Ковёр-самолёт», (слайд 7) «Иван Царевич на сером волке», (слайд 8) «Снегурочка».
VI. Работа по теме урока
Снегурочка - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.
   Посмотрите на картину: что вы видите? сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Манят Снегурочку огни деревни, хочется ей к людям, но…  словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…
(слайд 9) Давайте с вами вспомнил этот момент в сказке.
  Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.
(слайд 10) Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз...
   Тревога наполняет картину, предчувствие беды.  Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
   Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью.
- Какое впечатление произвела на вас эта картина?
- Что в ней особенно красиво?
- Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?
(Художник показал нам зимнюю ночь.  Именно ночью происходят таинственные превращения и чудеса: появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке Снегурочка)- Почему снег на картине голубого цвета?
(Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем.)
II. Основная часть:
(слайд 11) Ребята, а теперь давайте приступим к нашей работе. У вас у всех на партах лежит пластилин.
- Как можно работать с пластилином?
(- лепить животных, человечков…)
- Это объёмные изображения. А мы с вами сегодня попробуем  из пластилина нарисовать картину «Снегурочка»!
-Пластилиновая живопись – редкая техника, но очень увлекательная и интересная. И мы с ней сегодня познакомимся.
- При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла.
-Ребята, как вы думаете, можно ли смешивать пластилин как в живописи?
(- Конечно!  Пластилин тоже можно смешивать и получать дополнительные цвета, как и красками. )- А какие основные цвета вы знаете?
( - Красный, жёлтый, синий)
- Если смешать красный и жёлтый, какой цвет мы получим? (оранжевый)
Синий и жёлтый? (зелёный). Красный и синий? (фиолетовый) Вам могут понадобиться цвета и оттенки,  которых нет на вашей палитре, мы их можем получить смешивая два или три цвета.( белый и синий = голубой, красный и белый = розовый…)
-Если пластилин можно смешивать, получать дополнительные цвета и оттенки, так значит можно им рисовать?
Техники и  приёмы рисования пластилином. Упражнения:
1.     Плоское изображение. Кусочек пластилина размазывают по картону, удобнее большим пальцем.
III.Самостоятельная работа
  (слайд 12)    Последовательность выполнения работы:
1. Сделать эскиз работы на плотной основе.
2. Перед работой пластилин разминаем в руках.
3. Начинать следует с фона.
4. Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка.
5. Предметы переднего плана делать более яркими, рельефными, на дальнем плане используются более приглушённые цвета.
(слайд 13) Начинайте работать.
(слайд 14) IV. Выставка готовых работ, обсуждение, подведение итогов.
Я весь мир слепить готов:
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня – властелин,
У меня есть …
-Так что же у вас сегодня есть? (Пластилин)