Дидактический материал №1 к теме «Односоставные предложения»


Дидактический материал №1
к теме «Односоставные предложения»
Выборочное письмо.
- Выписать односоставные определённо – личные предложения
- Подчеркнуть сказуемые
- Указать, какой частью речи они выражены
1. Зажглись красные огоньки маков. 2. По широкому полю иду. 3. Завтра иду с радистом и проводником в горы. 4. Раннее утро. 5. Пишут в газетах о встречах с друзьями. 6. По дороге спрашиваю у встречных о метро. 7. Тощий мох, кустарник. 8. Буду слушать тихую музыку падающей листвы. 9. Сегодня тихо над горами. 10. Идёшь по грибы и заранее чувствуешь чудесную картину. 11. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные мотивы.
II. Исследование текста.
- Списать текст
-Вставить пропущенные орфограммы
- Подчеркнуть грамматические основы
- Определить тип каждого предложения по наличию главных членов предложения
Образец
Живу за городом. (односоставное, определённо - личное)
Люблю осе(н,нн)ее (не)настье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловя(н, нн)ым дорогам, по кислому суглинку и сырой листве. Целый день (не)зная устали брожу и брожу по узеньким тропам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день – другой без следа, исп…ри(тся, ться) усталость. И снов… отправляясь туда, в (не)хоже(н, нн)ые, открывать лучезарную кр…соту родного края. (Н. Никонов.)
Реконструирование предложений
- Подобрать к неопределённо – личным предложениям синонимичные личные предложения
- Записать получившиеся предложения, вставляя пропущенные знаки препинания
1. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку мне, пож…мала худыми плечами и, в знак сож…ления и утешения, улыбалась мне . 2. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею… (Л. Толстой.)
2. По…хватили, обвязали,
Дали валенки с ноги,
Пр…грозили, пр…казали –
Можешь, нет ли, а беги.
Под горой, в штабной избушк…,
Парня тот(час) на кровать
Пол…жили для просушк…,
Стали спиртом ра…тирать.
(А. Твардовский.)
- Объяснить орфограммы
- Подчеркнуть деепричастный оборот как член предложения
- Указать разряды всех местоимений.
Сочинение - описание
- составить описание известного вам физического или химического опыта
- использовать в описании определённо – личные предложения
- подчеркнуть грамматические основы в предложениях.
Творческий эксперимент
- Составить текст
- Использовать односоставные неопределённо – личные предложения
Темы (на выбор)
Как испечь праздничный пирог.
Как пользоваться компьютером.
Работа по составленному тексту
- Подчеркнуть в неопределённо – личных предложениях основы.
- Ответить (письменно) на вопрос:
«Почему предложения с подчёркнутой грамматической основой» вы отнесли к односоставным неопределённо – личным предложениям?»
Советы
- В ответе используйте вводные слова:
во – первых,
во – вторых,
в – третьих,
таким образрм…