Психологический тренинг для педагогов Эмоциональное выгорание










Психологический тренинг
для педагогов

«Психическое выгорание»







Подготовила
Педагог-психолог
Власова О.В.







1. Приветствие «Пожелания».
Каждый участник группы (по кругу) произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю» Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Мини-лекция «Эмоциональное выгорание»
В настоящее время широко распространен термин « эмоциональное выгорание». Современные исследователи эмоциональное выгорание рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: педагогов, врачей, психологов, работников торговли. Представители данных профессий подвержены постепенному эмоциональному утомлению и опустошению - синдрому эмоционального выгорания. Возникает этот синдром как следствие профессиональных стрессов, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению ситуации превышены.
3. Анкетирование педагогов «эмоциональное выгорание»
По результатам анкетирования было выявлено из 16 педагогов у 7педагогов - выраженная степень эмоционального выгорания, у 4 – педагогов- средняя степень, и у 5 человек - низкая степень выраженности.
4. Упражнение «Определение факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания».
Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
В последнее время наряду с понятием «эмоциональное выгорание» все большее внимание получает термин « психическое выгорание». Психическое выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализации и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, как раньше.
Деперсонализация связана с возникновением негативного отношения к людям, с которыми работает специалист. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Сдерживаемое раздражение со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений говорит о возникновении у человека чувства некомпетентности в своей сфере, об осознании неуспеха в ней. Проявляется в недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности и профессионалу.
Психическое выгорание характеризуется рядом признаков: это изменения в поведении (утрачиваются творческие подходы к решению проблем), в чувствах ( плохое настроение, отстраненность, повышенная раздражительность), нарушенное здоровье ( плохой сон, головные боли, усталость).
Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности показателя, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий – о сформированности.
Таким образом эмоциональное истощение наблюдается у 7 педагогов в стадии сформированности, у 8 педагогов в стадии формирования и у 1 педагога – отсутствует.
Деперсонализация - у 4 педагогов в стадии сформированности, у 7 педагогов в стадии формирования, и у 5 педагогов - отсутствует.
Редукция профессиональных достижений - у 6 педагогов – сформирована, у у 2 педагогов в стадии формирования, и у 8 педагогов отсутствует.
Анализ полученных данных показал, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Синдром эмоционального выгорания более выражен в группе педагогов, имеющих стаж работы более 26 лет, и в возрасте более 46 лет. Отдельные симптомы, такие как "редукция профессиональных обязанностей", "загнанность в клетку", "симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования", начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте более 30 лет.
Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка
На основании полученных результатов для руководителей дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др.

15