Эмоциональное выгорание.Профилактика и снятие эмоционального напряжения


Эмоциональное выгораниепрофилактика и снятие эмоционального напряжения Педагог-психолог МАОУ № 97 Айбашева Айгуль Рафиловна Термин «эмоциональное выгорание»Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.). Основные симптомы СЭВ:ухудшение отношений с коллегами и родственниками;нарастающий негативизм по отношению коллегам;злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;повышенная раздражительность - и на работе, и дома;упорное желание переменить род занятий;то и дело возникающая рассеянность;нарушение сна;обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Физические симптомы:Усталость, физическое утомление, истощение;Уменьшенный или увеличенный вес;Недостаточный сон, бессонница;Плохое общее состояние здоровья (в том числе п ощущениям);Затрудненное дыхание,отдышка;Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожкние;Гипертензия (повышенное давление);Язвы, нарывы;Сердечные болезни. Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:неудовлетворенность собой,"загнанность в клетку",переживание психотравмирующих ситуаций,тревожность и депрессия2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,эмоционально-нравственная дезориентация,расширение сферы экономии эмоций,редукция профессиональных обязанностей. 3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:эмоциональный дефицит,эмоциональная отстраненность,личностная отстраненность,психосоматические и психовегетативные нарушения. Ослабить педагогический стресс можно, если:Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки;Обязательно планировать свое время так, чтобы появилась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе новых новостей;Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению;Научится планировать свое время. Необходимо, чтобы работа не поглощала все ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду. Профилактика СЭВ:Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием «Нужно ли бороться со стрессом?»Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов: 1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска  (выходных, каникул) больше, чем до него?4.Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда вы  эмоционально расстроены?9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя? Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья. Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.  Упражнение «Поза Наполеона» Упражнение: «Карусель общения» Упражнение: «Лестница» Упражнение: «Спустя годы…» Представьте себе, что вам сейчас 70 лет… и вы готовитесь к своему юбилею… где вы находитесь? Кто с вами рядом? Чем вы занимаетесь? Спасибо!