рабочая программа кружка Краеведение


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа
С. Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
«Утверждено»
Приказ №____
От»__»______2015г.
Рабочая программа кружка
«Краеведение»
(рассчитана на 34 часов)
Составитель – учитель обществознания Быштак-оол Н. Н.Торгалыг – 2015 г.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель:
воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
углубленное изучение истории родного края;
ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
знать исторические события и памятники;
должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
Природу родного края
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
К концу учебного года кружковцы должны
Знать:
историю своей деревни
знаменитых и интересных людей;
Уметь:
работать с литературой, источниками информации;
активно участвовать в работе по краеведению;
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы организации занятий: лекции, семинары, конференции, экскурсии, практические работы, полевые работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Учебный план
      Программа рассчитана на 34 часов ( 17 уч. нед) из расчета по 2 ч. в неделю
           
№ п.п. Темы занятий
Количество часов
Теория Практика Экскурсии Всего
Вводное занятие 1 1
I Природа моего края 2
1 Физико-географическая и экономическая характеристика местности. 1 - 3
2 Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве 1 9
3 Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения 1 - 3
4 Растительный мир нашего края 1 1 7
5 Животный мир нашего края 1 7
II Моя Малая Родина. История. 2
1 История села 1 2 3
3 Улицы моей деревни 1 7
4 Обычаи, традиции, праздники 1 - 3
5 Легенды и байки 1 3
III История моего кожууна «Улуг-Хем» 2
1 История создания кожууна 1 - 5
2 Имена руководителей 1 1 - 5
3 Знаменитые и выдающиеся люди 1 1 - 7
4 Улуг-Хем во время ВОВ 1 4 - 5
5 Мой кожуун сегодня 1 - 5
IV Моя Малая Родина – Республика Тыва 1
1 История республики 1 1
2 Достопримечательности 1 2
3 «Люди Республики» 1 2
4 Обычаи, традиции, праздники тывинского народа 1 2
5 Моя Тыва сегодня 1 1 2
6 Тыва в будущем 1 2
V Работа в музее 11ч.
VI Экскурсии в музеи республики 71 ч.
VII Походы, экспедиции 11 ч.
Содержание программы :Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».
I. Природа моего края.
Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Черемховского района, Иркутской области, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Иркутской области, Черемховского района. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия на Полежаевский холм.
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем
Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке
Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.
Практикум: Работа с определителем. Создание презентации Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке
II. Моя Малая Родина. История.
История села. Возникновение села. Развитие села с создания до 1941г. Наше село в годы войны. Развитие села во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум: Создание презентации « История моего села»
Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум: Подготовка общешкольного праздника «Шагаа»
Легенды и байки. Легенды и байки тывинского народа. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум: Создание брошюры.
III. История моего кожууна «Улуг-Хем»
История создания кожууна. Год основания кожууна, имена основателей, развитие в ранние годы
Имена руководителей кожууна. Первые руководители, биографии руководителей. Практикум: создание брошюры.
Знаменитые и выдающиеся люди. Люди культуры, люди спорта, ветераны труда. Практикум: создание презентации
Улуг-Хем в ВОВ. Помощь улуг-хемцев в ВОВ, участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет - ресурсами. Оформление презентации
Мой кожуун сегодня. Развитие кожууна в современный преиод: политическое, экономическое, культурное и т.д.
IV. Моя Малая Родина – Республика Тыва
История республики. История создания республики и ее развитие в разные периоды
V. Работа в музее Оформление стендов, альбомов. Инвентаризация.
VI. Экскурсии в музеи республики. Национальный музей РтТ им. «60-ти богатырей»
VII. Походы, экспедиции. Исток р.Торгалыг. Экспедиция