Паспорт проектной работы : Тайна твоего имени


Паспорт проектной работы.
Тебе дано,
А люди им пользуются
(имя)
Тема: « Тайна твоего имени»
Цель: познакомиться со значением и происхождением имен собственных.
Задачи: изучить значение имени в Древней Руси; проследить влияние на процесс возникновения имен различных культур и исторических событий; научиться пользоваться различными источниками информации; познакомиться с происхождением и значением своего имени и имен своих одноклассников.
Объект исследования: имя собственное.
Материалы: Петровский А.Н. Словарь русских личных имен. М., 2000; А.В.Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Л., 2001.
Предмет исследования: значение и происхождение имен.
Тезис: имена – часть истории и культуры народа; в них отражаются быт и фантазии людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты между собой.
Теоретическая часть носит реферативный характер и рассматривает последовательно следующие вопросы: происхождение имени; значение имени в Древней Руси; влияние на возникновение имени различных культур и событий истории.
Практическая часть предполагает описание и анализ результатов в следующей последовательности: сбор материала; обработка и анализ материала; анкетирование учащихся 3 класса, презентация.
Ход исследования.
Занятие 1.Тема: «Вводное занятие».
Цели: познакомиться с планом предстоящей работы (показ слайдов); знакомство с историей и легендами возникновения имен; рассказ о значение имени в Древней Руси.
Ход занятия.
- Наука русский язык содержит в себе много разных наук. Интересно, существует ли наука, которая изучает имена собственные?
Действительно такая наука существует, и вы сами узнаете, как она называется.
- Как вы думаете, зачем человеку имя?
-У имен есть какие-то значения?
-Как раньше называли детей?
-Что это могло обозначать?
- Может быть, кого-нибудь из ваших знакомых или родственников зовут необычно и вы знаете, почему именно так их назвали. Расскажите об этом.
Имя человека - загадка , мы с вами будем ее разгадывать.
-Скажите, как зовут ваших родителей?
Как вы думаете, что может обозначать имя Светлана? Светлана обозначает « светлая». Значение этого имени вам о чем-нибудь говорит?
Имя Алексей что обозначает? Алексей обозначает «защитник». Значение этого имени сказывается на характере ваших пап?
- Как выдумаете, имя, исходя из его значения, может предопределять определенные качества человека, его характер?
Подумайте и скажите, что могут обозначать ваши имена? Предлагаю вам побывать в качестве исследователей, мы будем изучать имена учеников вашего класса. Нашу работу оформим в виде презентации, которую представим на классном часе. Сейчас посмотрим презентацию, из нее вы поймете, чем мы будем заниматься ( просмотр слайдов).
Нашу большую работу мы начнем с небольшого домашнего задания.
Задание 1. Найди, как называется наука, изучающая имена собственные.
Задание 2.Запиши в тетрадь имена девочек и мальчиков класса.
Занятие 2. Тема: «Работа со словарями личных имен»
Цели: научиться пользоваться словарями, оформление рабочей тетради; нахождение пяти имен девочек и пяти имен мальчиков.
Имя Что обозначает Как называют родители Как называют друзья
1. Варвара- Варя Иноземка (греч.) Варюша Варенька
2. Дарья- Даша Сильная, побеждающая (перс.) ДашуняДаша
3. Ева Жизнь, живая (евр.) ЕвочкаЕвушка4.Полина Солнечная (греч.) ПоляшаПолинка5.Юлия- Юля Июльская (лат.) ЮляшкаЮля
6.Елена - Лена Светлая, солнечная (греч.) Ленок Ленуська7.Алексей- Алеша Оберегающий, защитник (греч.) АлешенькаЛёха
8. Андрей Мужественный (греч.) Андрюха ДрюняХод занятия .1.Устная работа.
-Как называется наука изучающая имена собственные?
Будем заниматься ономастикой. Для этой работы у вас будут специальные тетради. Работу начнем с таблицы, которую вы начертите в своей тетради.
Сейчас будем заполнять только первую и вторую колонки, а последние две позже, когда вы проведете анкетирование в классе. Первую колонку заполняйте из домашнего задания № 2. Вторую колонку будем заполнять по словарю. Но прежде давайте научимся пользоваться словарем. Напишите в тетради на первой странице заголовок « Как пользоваться словарем». Составим алгоритм..Смотри, на какую букву алфавита начинается имя.
.Открываем словарь, находим букву, с которой начинается имя.
.Ищем нужное имя, читаем его значение. Записываем в словарь.
2. Работа со словарем, заполнение таблицы.
Занятие 3.Тема: « Как создать слайд».
Цели: научить создавать слайд; создание слайдов с накопленным материалом; продолжение работы со словарем.
Ход занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться создавать слайд на компьютере. Вы знаете, как делать слайд? Запоминайте.
Заходим в программу « Пуск».
Находим программу создания слайда Power Point. Выбираем необходимый шаблон оформления. Набираем необходимый текст. Создание презентации на основе материалов из второго занятия
Занятие 4. Тема «Анкетирование»
Цель: научиться проводить анкетирование; знакомство с процедурой проведения анкетирования; составление вопросов для анкетирования.
Ход занятия.
-Сегодня на занятии вы узнаете, как правильно проводить анкетирование. Что такое анкетирование?
Анкетирование- это метод получения информации на основании ответов на специально подобранные вопросы. Анкетирование проводится с помощью анкет - специально подготовленных бланков. Подготовка анкеты- ответственное дело, при составлении которого необходимо учитывать следующие требования: содержание вопросов; формулировка вопросов. В нашей анкете будут два вопроса:
-Какое ваше любимое женское имя?
-Какое ваше любимое мужское имя?
Мы проводим исследование на тему «Тайна имени», и нам нужно узнать, какие имена нравятся вашему классу. Для этого вам будут розданы анкеты, куда вы впишите свое любимое женское и мужское имя. После заполнения анкеты собираются.

Занятие5.Тема: «Анализ анкет».
Цель: провести анализ анкетных данных; сделать выводы по проведенному исследованию
Ход занятия.
-На прошлом занятии вы узнали, как проводить анкетирование, и составили анкету в соответствии с предъявляемыми требованиями. Сегодня на занятии мы научимся проводить анализ анкет. С чего мы начнем?
На первом этапе необходимо выписать каждое предлагаемое имя, на втором – объединить одинаковые имена, на третьем – сосчитать одинаковое количество имен. Для удобства подсчета начертим таблицу.
Мужские имена Женские имена
ДамирЮлия- 3
Гриша Оля
Никита Рита
Дима-2 Яна
Александр Оксана
Владислав Катя
Алеша
Анализ анкетирования оформим в виде слайда и включим в презентацию, чтобы узнать любимые женские и мужские имена вашего класса.
Результаты проектной деятельности.
Классный час «Тайна имени».
Цели: познакомить учащихся со значением имен; стимулировать интерес учащихся к именам собственным, желание прочитать книги по данной теме.
Ход занятия.
1-ученик. Нередко мы слышим такие образные русские выражения: у него доброе имя, не позорь моего имени и др., в которых употребляется слово имя. Это говорит о большом значении личного имени человека.
2- ученик. Имена - часть истории и культуры народа. В них отражается быт и фантазии людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические взаимоотношения народов между собой. Имя присваивается человеку при рождении. Имя- это личное наименование человека, под которым он известен в обществе.
3 – ученик. Есть целая наука, изучающая имена,- ономастика.
Имя - самое важное для человека слово. Множество усилий прилагают люди, чтобы увековечить, сделать известными свои имена.
Прошло много лет, пока древние люди научились выделять каждого человека из племени. Имен в Древней Руси было много. Они отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Имена людей образовывались от названия определенных черт поведения, внешности, присущих их обладателям. Брюнетку называли Чернява, голубоглазую - Синеока, много знающего – Всеведа. Встречались имена – номерки, произошедшие от названия числа предшествующих детей в семье. Например, Первуша, Вторунья ( родившаяся второй), Третьяк. Были имена, образовавшиеся от названий каких-то жизненных событий. Например, Неждан- тот, чьего рождения не ждали, Богдан - данный Богом. Часто употреблялись имена, данные по названиям животных и растений: Воробей, Волк, Пырей, Ветка.
4-ученик. Имена могли характеризовать время рождения ребенка (Зима, Вешняк), явления природы ( Метелица), особенности новорожденных( Пискун , Прыгунок , Лобик).Часто детям давались « охранные имена», или имена– обереги. «Если злые духи придут за нашим за сыном,- думали родители, - то вряд ли им понравится Нехорощ или Плох, и они уйдут ни с чем».
5- ученик. Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали качества человека или род занятий: Рыболов, Грамотей, Скоморох. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.
6-ученик. В 988 году, во времена правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях их достоинства. Андрей - «мужественный», Евгений- «благородный», Софья – «мудрая».
7- ученик. По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого был наиболее близок ко дню рождения ребенка. Считается, что каждый человек имеет своего Ангела- хранителя, который оберегает человека с первого дня его рождения. Когда рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре.
8- ученик. Имя зависело от положения в обществе. В царских и дворянских семьях были распространены такие имена, как Александр, Николай, Павел, Мария. Анна, Елизавета, Екатерина, Ольга. В крестьянских семьях были такие имена: Василиса, Фёкла, Мавра, Арина, Матрёна, Гаврила, Емельян, Ермолай. У монахов также были свои имена: Варлаам, Евлампий, Фотий. Выделялась целая группа купеческих имен: Тит, Гордей, Фома, Фрол, Федул.
Учитель. Знаете ли вы, что обозначают ваши имена? Учащиеся из вашего класса провели работу над созданием презентации о значении ваших имен. Сейчас мы посмотрим презентацию.
Показ презентации.