Урок литературного чтения по теме Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»( 2 класс)

Смирнова И.Н.
учитель начальных классов
(Москва, Россия, АНО ЦО «Знак»)
Урок литературного чтения по теме:

Лирическая тональность волшебной сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»
Предметные результаты
Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью.
Сравнение настроения сказки с настроением живописного полотна.
Участие в обсуждении произведений искусства.
Анализ живописного произведения

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
-эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– способность осознавать свою этническую идентичность.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
планировать и контролировать этапы своей работы;
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться в содержании учебника;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– подбирать слова определения для характеристики героев;
– осознавать роль названия произведения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
– выполнять первоначальный анализ художественного текста;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности;
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков.
– В сказке мы узнали, что произошло с Алёнушкой. А какой она вам представляется? (Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная.)
– Выберите из представленных рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
– Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? (Когда ее брат превратился в козленочка, когда Алёнушку утопила злая ведьма.)
– А как вы себе представляете облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда? (Она была грустной и печальной.)
III. Объявление темы урока.
– Мы рассмотрели ваши иллюстрации к этой сказке.
Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Сюжет сказки вдохновил его на создание картины «Алёнушка»,
откроем таинственный мир, который запечатлел художник
и выясним, есть ли общее у этих произведений.
IV. Работа по теме урока.
Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов.
Сообщение о художнике
1. Р а б о т а п о к а р т и н е.
– Художник Виктор Васнецов написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
– Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец Иванушка превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна.)
– В сюжете сказки нет эпизода, изображенного на картине художника В. Васнецова. Что же роднит сказку и картину?
– Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его в сказке. («Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».)
– Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда.)
Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка, дети рассматривают картину.
Что в картине усиливает эту грусть?( Начало осени,нет ярких красок,темная вода, темный лес, неяркие, блеклые одежды)
– Это задание позволило нам глубже постигнуть художественный образ Аленушки.
– Почему все-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? ( 1.Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться колодца.
2.В воду бросила ведьма Алёнушку.
3.С водой связан поэтический диалог козленочка Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки.)
Найдите эти места в тексте
В ы в о д: вода – главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода – волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определенного животного способна превратить человека именно в это животное; ключевая вода оживляет Алёнушку).
– Почему художник выбрал осень? (Осенняя природа – грустная. На картине природа как бы тоже грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает нам понять состояние души девушки. Лес темный, и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика. И на душе девушки нет ничего светлого и радостного.)
– На картине ярких красок мало, но они есть, назовите, где их использовал художник. (Светлая полоска гаснущей зари, яркая зелень осоки, розоватые цветы на сарафане Алёнушки.)
– Как вы думаете, зачем? (Эти контрастные тона усиливают впечатление от картины.)
– Так что же роднит сказку и картину? (Грустное настроение.)
– Да, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение. Словом лирический характеризуют чувства и переживания человека. Часто говорят, что человек лирически настроен, имея в виду, что человек смотрит, например, на желтые осенние листья и печалится. Или читает стихотворение, слушает песню, смотрит кино и печалится.

Как вы думаете, может ли нравиться грустное и печальное? (Печальное может нравиться. Картина В. Васнецова нравится, она печальная.)

2. С о с т а в л е н и е рассказа по картине В. Васнецова «Алёнушка».
Учащимся предлагается составить несколько устных описаний:
а) Описание Алёнушки.
б) Описание леса.
в) Описание озера.
г) Описание приближающейся осени.
д) Описание осенних звуков.
3. Р е д а к т и р о в а н и е р а с с к а з о в.
Учащиеся зачитывают небольшие мини-описания, исправляют, редактируют их.
V. Итог урока.
– Вглядитесь пристальней. (Учитель обращает внимание учащихся на картину.) И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-лягушка. Вслушайтесь... И до ваших ушей долетят звуки летящей в ступе Бабы Яги.
Таков колдовской мир васнецовской картины – реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную жизнь русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Удалось ли нам ее достичь?
Что же роднит картину и сказку? (Грустное настроение, лирическое настроение)
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Что было трудно?
За что могли бы похвалить себя?
А одноклассников?
Чему научились?
Домашнее задание по выбору
1.Найти и принести в школу другие сказки, героями которых являются брат и сестра или дети.
2. Сочинить сказку, героями которой являются дети .