Программа внеурочной деятельности художественно — эстетического направления Станем волшебниками

Согласовано :
Зам. Директора
МБОУ «Никифоровская СОШ»
---------Т.Ю.Третьякова
«_____»____________2014г.


Программа
по внеурочной деятельности общекультурного направления
Кружок «Станем волшебниками »
Срок реализации: 1год
Программа рассчитана на детей школьного возраста 6 - 7 лет.

Составитель : Клепикова Е.В







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1_4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:
_ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
_ формировать прикладные умения и навыки;
_ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления иници- ативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравствен ному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
_ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
_ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудо вых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
_ творческого отношения к учению, труду, жизни;
_ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов руко творного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выпол нения коллективных художественных проектов);
_ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
_ ценностного отношения к здоровью (освоение приемовбезопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
_ интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
_ формирование информационной грамотности современного школьника;
_ развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятель ности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала
в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точ-
ность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.).
Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возмо- жность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определя- ющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоци- онального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невоз- можно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большин стве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущест венные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей -не
просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками
собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант
работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по
схеме или по выкройке;
2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоана-
лизом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков _ вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей ,сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление.
Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструи- ровать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве.
Содержание программы рассчитано на 33 часа в 1 классе и 34 часа в 2-4 классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
_ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
_ учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной форме;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо
признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной
и письменной форме;
_ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
_ учитывать разные мнения;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
_ развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
_ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
_ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
_ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
_ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
_ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
_ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
_ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
_ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
_ достичь оптимального для каждого уровня развития;
_ сформировать систему универсальных учебных действий;
_ сформировать навыки работы с информацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. _ 64 с.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». _ Самара :Издательский дом «Федоров», 2006. _ 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. _
М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2011. _ 104 с. _ (Золотая библиотека увлечений).
Интернет_сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):
_ проекционная техника;
_ компьютеры. Содержание программы 1 класса .
№ темы

Кол-во
часов
Название темы ( раздела)
Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование
(по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа

1-3
3
Аппликация из природных
материалов на картоне.
Засушенные цветы,
листья, ракушки, камни,
стружка

4-5
2
Аппликация из геометрических
Фигур.
Цветная, журнальная,
тетрадная бумага,
картон

6
1
Аппликация из пуговиц
Пуговицы, картон.

7
1
Аппликация из круглых
салфеток
Салфетки ,
картон


8-9
2
Моделирование из бумаги
и проволоки.

Белая бумага,
гофрированная бумага,

10-11
2
Выпуклая аппликация.
Калька, гофрированная
бумага, цветная бумага


Раздел 2. Работа с пластическими материалами
(по книгам серии «Любимый образ»)

12
1
Отпечатки на пластилине. Вспомним лето.
Пластилин , картон ,цветы.

13
1
Лепка из глины,гипса.
Глина ,гипс.

14
1
Рисование пластилином
Пластилин , картон.

15
1
Обратная мозаика
на прозрачной основе
Пластилин , прозрачные крышки.

16-17
2
Моделирование из природных
материалов на пластилиновой
основе
Скорлупа , пластилин , веточки.

18-19
2
Лепка из пластилина.
Солёное тесто.

Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами
(по рабочей тетради «Школа волшебников») – 16 часов

20
1
Складывание
из прямоугольника
Цветная бумага

21-22
2
Складывание гармошкой
Цветная бумага.

23-24
2
Оригами пароход.
Цветная бумага.

25-26
2
Оригами животные.
Цветная бумага.

27-28
2
Оригами цветок.
Цветная бумага.

29
1
Замыкание модулей в кольцо.
Снежинки.
Белая бумага.

30-31
2
Коллективные композиции
в технике оригами.
Цветная бумага.

32-33
2
Поделки на выбор.


















15