Художественное творчество. Станем волшебниками. Программа.


Программа кружка
«Художественное творчество: станем волшебниками» 1 - 4 класс
Составитель программы: Лукичева Л.Г. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Челябинск, 2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других
народов, уважительного отношения к труду. Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия автора Т.Н. Просняковой. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»; Рабочие тетради:
«Школа волшебников», 1 класс; «Волшебные секреты», 2 класс; Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами».Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программерешают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Художественное творчество»уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Художественное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обученияпо другим предметам обогащает занятия художественным трудоми повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей,
индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделав это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей.
Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и изобразительным искусством. В данных пособиях предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, с интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решить ряд дидактических и развивающих задач:
Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.
В конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.
Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Это своеобразное «Прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.
Тетрадь снабжена листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани), позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» вся посвящена работе с одной техникой – конструированию из модулей, сложенной в технике оригами. Эта техника несёт большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно - образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору. Также программа дополнена заданиями информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички - на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru, посвящённом предметной области Технология.
Содержание программы представлено на 33 часа в 1 классе и на 34 часа (2-4 классы). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Ценностные ориентиры курса
Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве
Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость и трудолюбие
Содержание
1 класс
Содержание программы на 33часа
Номер темы Кол-во часов Тема Материалы
Раздел 1. Аппликация и
моделирование. 20 часов.По книгам серии «Любимый образ»
1 4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка.
2 4 Аппликация из геометрических фигур. Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон.
3 2 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон.
4 2 Мозаика из бисера и пайеток. Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки
5 2 Динамическая открытка с аппликацией. Картон, цветная бумага
6 2 Моделирование из бумаги и проволоки. Белая бумага, гофрированная бумага, проволока.
7 4 Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Калька, гофрированная бумага, цветная бумага.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 12 часов.
По книгам серии «Любимый образ»
1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон.
2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон.
3 2 Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки.
4 2 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе Скорлупа фисташек, пластилин, веточки
5 2 Разрезание смешанного пластилина проволокой Пластилин, тонкая проволока
6 2 Лепка из теста Солёное тесто
2 класс
Содержание программы на 34 часа
Номер темы Кол-во часов Тема Материалы Раздел 1. Аппликация и моделирование. 22 часа.
По книгам серии «Любимый образ»
1 4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка. 2 4 Аппликация из геометрических фигур. Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон. 3 2 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон. 4 2 Мозаика из бисера и пайеток. Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки 5 2 Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для торта, картон 6 2 Динамическая открытка с аппликацией. Картон, цветная бумага 7 2 Моделирование из бумаги и проволоки. Белая бумага, гофрированная бумага, проволока. 8 4 Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Калька, гофрированная бумага, цветная бумага. Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 11 часов.
По книгам серии «Любимый образ»
1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон. 2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон 3 2 Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки. 4 2 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе Скорлупа фисташек, пластилин, веточки 5 2 Разрезание смешанного пластилина проволокой Пластилин, тонкая проволока 6 2 Лепка из теста Солёное тесто 3 класс.
Содержание программы на 34 часа
№ п/п Кол- во часов Тема Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа. По книгам серии «Любимый образ»
1. 2 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги Журнальная бумага, картон
2. 1 Аппликация из птичьих перьев Перья, картон
3. 1 Аппликация из кружев Кружева, картон
4. 1 Аппликация из ткани Накрахмаленная ткань, картон
5. 2 Аппликация из деталей оригами Бумага, картон
6. 2 Мозаика из ватных комочков Вата, бумага, картон
7. 2 Прорезная аппликация Картон, различные материалы
8. 2 Гофрированные цепочки Гофрированная бумага, картон
9. 1 Складывание гармошкой Журнальная бумага
10. 2 Выпуклая мозаика из плотной бумаги Цветная бумага, картон
11. 2 Моделирование из картона. Рамочка Картон, цветная бумага
12. 2 Моделирование объёмного изделия из гофрокартона Гофрированный картон
13. 1 Моделирование из гофрированной бумаги Гофрированная бумага
14. 2 Моделирование из гофрированной Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока
бумаги и проволоки. 15. 1 Многослойное торцевание на плоскости. Гофрированная бумага, картон
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов. По книгам серии «Любимый образ»
16. 2 Раскатывание и обрубовка пластилина Пластилин 17. 2 Выпуклая аппликация из пластилина Пластилин
18. 2 Разрезание слоёного пластилина Пластилин, проволока 19. 2 Торцевание на пластилине Пластилин, гофрированная бумага
20. 2 Лепка из теста Солёное тесто
Содержание курса 4класс
№ темы п/п Тема/ раздел курса Кол-во часов Материалы
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (по книгам серии «Любимый образ» (13 часов))
1. Объемные изделия в технике оригами 1 Цветная бумага
2. Симметричное вырезание 1 Цветная и белая бумага
3. Игрушки из картона с подвижными деталями 1 Картон, проволока
4. Рисование ватой по бархатной бумаге 1 Бархатная бумага, вата
5. Моделирование из конусов 1 Цветная бумага
6. Моделирование
из гофрированной бумаги на проволочном каркасе 1 Гофрированная бумага, проволока
7. Надрезание бахромой, скручивание в жгут 1 Гофрированная бумага
8. Объемное конструирование из деталей оригами 1 Цветная бумага
9. Моделирование из бумажных салфеток 1 Цветная бумага, салфетки
10. Простое торцевание на бумажной основе 1 Гофрированная бумага, картон
11. Многослойное торцевание 1 Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
12. Моделирование из фольги 1 Фольга, проволока
13. Объемные украшения для костюма из бумаги 1 Гофрированная бумага, цветная бумага
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ» (12 часов))
14. Аппликация из резаных нитей 1 Шерсть, картон
15. Нитяная бахрома 1 Шерсть, тесьма
16. Моделирование из помпонов 1 Шерсть, картон, проволока
17. Изонить 1 Картон, мулине
18. Аппликация из нитяных валиков 1 Шерсть, картон
19. Приклеивание ниток по спирали 1 Шерсть, картон
20. Аппликация из распущенного трикотажа 1 Трикотаж, картон
21. Вышивание по ткани 1 Ткань, мулине
22. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 1 Ткань, бумага, тесьма
23. Аппликация из жатой ткани 1 Ткань, бумага, картон
24. Аппликация из ткани и ниток 1 Ткань, шерсть, картон
25. Шитье по выкройкам 1 Ткань, шерсть, тесьма
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ» (6 часов))
26. Раскатывание пластилина, получение плоских изображений 1 Пластилин, картон
27. Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей 1 Пластилин, картон
28. Обратная аппликация
изпластилинанапрозрачной основе 1 Пластилин, прозрачные крышки
29. Пластилиновыенити, продавленные сквозь сито 1 Пластилин, металлическое сито, картон
30. Разрезаниепластилина, аппликация 1 Пластилин, картон
31. Лепка из теста на каркасе 1 Соленое тесто, фольга
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» (3 часа))
32. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля 1 Цветная, белая, упаковочная бумага
33. Соединение в изделии модуля
«Супершар» и треугольного модуля 1 Цветная и белая бумага
34. Изделие с использованием модуля «Трилистник»
и треугольного модуля. Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна
Мастеров (http://stranamasterov.ru) 1 Различные виды бумаги
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Художественное творчество»
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
o широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
o интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
o устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; o адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования:
o внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
o выраженной познавательной мотивации;
o устойчивого интереса к новым способам познания;
o адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
o принимать и сохранять учебно-творческую задачу; o учитывать выделенные в пособиях этапы работы; o планировать свои действия;
o осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
o адекватно воспринимать оценку учителя; o различать способ и результат действия;
o вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; o выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
o проявлять познавательную инициативу;
o самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; o преобразовывать практическую задачу в познавательную;
o самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
o допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию; o договариваться, приходить к общему решению; o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия; o контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться:
o учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
o с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
o владеть монологической и диалогической формой речи.
o осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
o осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
o использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; o высказываться в устной и письменной форме;
o анализировать объекты, выделять главное; o осуществлять синтез (целое из частей);
o проводить сравнение, классификацию по разным критериям; o устанавливать причинно-следственные связи;
o строить рассуждения об объекте;
o обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); o подводить под понятие;
o устанавливать аналогии;
o Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
o осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
o осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
o использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
. Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
. Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
. Достичь оптимального для каждого уровня развития;
. Сформировать систему универсальных учебных действий;
. Сформировать навыки работы с информацией.
Эффективность работы определяется результатами трёх уровней. Применительно к данному курсу
1 уровень результатов – учащиеся имеют представления о разных техниках художественного творчества и умеют ими пользоваться. 2 уровень – организуют совместную с одноклассниками творческую деятельность, направленную на оформление класса, школы
3 уровень – самостоятельно выполняют творческие работы и используют их в качестве подарков для ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников школы и детского сада добровольно участвуют в творческих конкурсах и акциях, обмениваются опытом на специальных сайтах мастеров.
Тематическое планирование 1 класс – 33ч.
№ п/п Ча сы Темы Книга Дата Характеристика видов деятельности учащихся
1-2 2 Отпечатки на пластилине.
Вспомним лето Цветы Контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике и рабочей тетради.
Освоение знаний о содержании предмета, об условных и графических обозначениях, умение получать информацию в знаковой форме.
Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.
Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места.
3-4 2 Аппликация из геометрических фигур.
Бабочки из кругов Бабочки Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Соотносить связь человека с природой и предметным миром.
Работать в паре.
5-6 2 Аппликация из листьев и цветов. Бабочки Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления. Обобщать известную информацию.
Слушать учителя и сверстников.
7-8 2 Аппликация
из различных природных материалов Бабочки Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Соотносить связь человека с природой и предметным миром.
Работать в паре.
9-10 2 Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты Деревья Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Принимать учебную задачу, анализировать
порядок действия при выполнении практической работы.
Работать в паре.
11-12 2 Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) Собачки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Анализировать объекты с целью выделения признаков.
Сотрудничать с одноклассниками.
13-14 2 Разрезание смешанного пластилина Бабочки Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Работать в паре.
15-16 2 Аппликация из пуговиц Бабочки Деревья Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Анализировать объекты с целью выделения признаков.
Сотрудничать с одноклассниками.
17-18 2 Динамическая открытка с аппликацией Собачки Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.
19-20 2 Мозаика из блёсток и бисера Бабочки Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.
21-22 2 Лепка из солёного теста Собачки Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Работать в паре.
23-24 2 Рисование пластилином Кошки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Анализировать объекты с целью выделения признаков.
Сотрудничать с одноклассниками.
25-26 2 Моделирование цветов из бумаги и проволоки Цветы Планировать свою деятельность. Осуществлять поиск информации. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
27-28 2 Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа Цветы Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности.
29-30 2 Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги Деревья Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.
31-32 2 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево Деревья Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.
33 1 Выставка Планировать свою деятельность. Осуществлять поиск информации. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Тематическое планирование 2 класс – 34ч.
№ Кол-во часов Тема Книга Дата Характеристика видов деятельности учащихся
1 1 Оригами. Складывание прямоугольника. Карандаши Школа волшебников Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
2-3 2 Отпечатки на пластилине. Вспомним лето Цветы Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Делать анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений.
Слушать учителя, одноклассников.
4-5 2 Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов Бабочки Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.
Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.
Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6-7 2 Аппликация из листьев и цветов. Бабочки Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной
8-9 2 Аппликация из различных природных материалов Бабочки деятельности.
10-11 2 Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты Деревья Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Делать анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений.
Слушать учителя, одноклассников.
12-13 2 Гофрирование. Ёжики Школа волшебников Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
14-15 2 Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) Собачки Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
16 1 Складывание из квадрата динамических игрушек Школа волшебников Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
17-18 2 Разрезание смешанного пластилина Бабочки Самостоятельно выполнять работу,
ориентируясь на информацию в учебнике.
Делать анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений.
Слушать учителя, одноклассников.
19 1 Треугольный модуль оригами Забавные фигурки Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
20-21
22 3 Соединение модулей на плоскости. Бабочки. Забавные фигурки 23-24 2 Аппликация из пуговиц Бабочки Деревья Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.
Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.
Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
25-26 2 Динамическая открытка с аппликацией Собачки Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.
27-28 2 Замыкание модулей в кольцо. Забавные фигурки Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Анализировать объекты труда, с
выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.
29-30 2 Аппликация из одинаковых деталей оригами Школа волшебников Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Относить предмет к группе на основе заданного признака.
Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров.
31-32 2 Аппликация из круглых салфеток Деревья Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Относить предмет к группе на основе заданного признака.
Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров.
33- 34 2 Композиция из выпуклых деталей оригами. Школа волшебников Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.
Тематическое планирование 3 класс – 34ч.
№ п/п
1. Кол-во часов
1 Тема
Аппликация с элементами оригами Книги
Цветы Дата Характеристика видов деятельности учащихся
Составлять план работы, выполнять
«Вспомним лето» самоконтроль своих действий, анализировать
и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике.
Вступать в коллективное учебное
сотрудничество.
2 – 3 2 Мозаика из обрывных кусочков бумаги Бабочки Анализировать изделие, составлять план
изготовления, контролировать качество своей
работы.
Обмениваться мнениями, слышать
сверстников во время обсуждения
4 - 5 2 Обрывная аппликация Волшебные Анализировать изделие, составлять план
секреты изготовления, контролировать качество своей
работы.
Обмениваться мнениями, слышать
сверстников во время обсуждения
6 1 Аппликация из птичьих перьев Бабочки Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения реального изделия и эталона.
Осуществлять поиск информации.
Задавать вопросы на понимание и уточнение,
допускать существование различных точек
зрения.
7 1 Многослойное торцевание. Садовые цветы Цветы Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и
правильность технологических операций.
Слушать учителя, задавать вопросы на
понимание и уточнение, высказывать свою
точку зрения.
8 - 9 2 Торцевание на пластилине. Времена года Деревья Искать, отбирать и использовать необходимую
информацию; при планировании отбирать
оптимальные способы выполнения
предстоящей практической работы в
соответствии с её целью и задачами;
организовывать свою деятельность, работать в
малых группах, осуществлять сотрудничество.
10 1 Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги Волшебные секреты Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать
оптимальные способы выполнения

Тематическое планирование 4 класс 34 ч.
№ темы п/п Тема/ раздел курса Кол-во часов Используемые пособия Дата Характеристика видов деятельности учащихся
По плану Факт Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (по книгам серии «Любимый образ» (13 часов)
1. Объемные изделия в технике оригами «Гости из Японии» 1 Бабочки Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого); конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу.
2. Симметричное вырезание
«Ажурные бабочки» 1 Бабочки Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
3. Игрушки из картона с подвижными
Деталями. Самый преданный друг «Дворняга» 1 Собачки Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
4. Рисование ватой по бархатной бумаге. Балерина в шелках
«Турецкая ангора» 1 Кошки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
5. Моделирование из конусов. Задумчивая аристократка
«Персидская» 1 Кошки Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Познавательные: проведение анализа изделия с выделением существенных признаков.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.
6. Моделирование из гофрированной
бумаги на проволочном каркасе. Символ чистоты
«Лилия» 1 Цветы Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
7. Надрезание бахромой, скручивание
в жгут. Цветок белого дракона
«Хризантема» 1 Цветы Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
8. Объемное конструирование из деталей оригами. Символ 1 Деревья Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные
вечной жизни «Ель» изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого); конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу.
9. Моделирование из бумаги и салфеток. Квиллинг из салфеток. Король леса «Дуб» 1 Деревья Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
10. Торцевание на бумаге. Встреча двух красавиц
«Берёза и акура» 1 Деревья Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
11. Многослойное торцевание. Цветок благородства и почёта
«Пион». Огненные вспышки
«Махровый тюльпана». Цветок радуги «Ирис» ( по выбору) 1 Цветы Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
12. Моделирование из фольги
«Роза» Царица цветов 1 Цветы Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и правильность технологических операций.
Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения.
13. Украшения для костюма из бумаги. Праздник цветов
«Фантастические цветы». Выставка работ учащихся 1 Цветы Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения.
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ» (12 часов)
14. Аппликация из резаных нитей. Дворянин среди собак
«Эрдельтерьер» 1 Собачки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
15. Нитяная бахрома. Задиристый Денди «Скотч-терьер» 1 Собачки Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
16. Моделирование из проволоки и помпонов «Пушистая гусеница».
Проволочные игрушки
«Такса», «Пудель». Королева леса «Норвежская лесная» (по выбору) 1 Бабочки Собачки Кошки Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого); конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу.
17. Изонить на картонных шаблонах «Нитяные узоры» 1 Бабочки Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
18. Аппликация из нитяных валиков. «Берёзовые локоны» 1 Деревья Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
19. Приклеивание ниток по спирали. Движение по спирали «Кошечка» 1 Кошки Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
20. Аппликация из распущенного Трикотажа. Кудрявая шёрстка
«Ла-перм» 1 Кошки Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
21. Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы «Вышитые узоры» 1 Бабочки Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
22. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
«Морфиды – синие молнии» 1 Бабочки Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
23. Аппликация из жатой ткани. Собака «всмятку» «Шар-пей» 1 Собачки Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество.
24. Аппликация из ткани и ниток 1 Кошки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
25. Шитье по выкройкам
«Озорная гусеничка». Зелёный верблюд «Опунция». Выставка работ учащихся 1 Бабочки Цветы Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ» (6 часов)
26. Раскатывание пластилина
«Планета кошек» 1 Кошки Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения.
27. Разрезание пластилина. Мозаика «Фейерверк» 1 Бабочки Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою
точку зрения.
28. Обратная аппликация из пластилина
на прозрачной основе. Сказочные герои «Том и Леопольд» 1 Кошки Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
29. Пластилиновые нити, продавливание через сито. Четырёхлепестковое счастье
«Клевер луговой» 1 Цветы Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
30. Разрезание пластилина. Аппликация. 1 Цветы Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
31. Лепка из соленого теста на основе
из фольги. Заядлый охотник
«Бассет-хаунд». Выставка работ учащихся 1 Собачки Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» (3 часа)
32. Модуль кусудамы
«Супершар». Художественные образы на основе этого модуля 1 Забавные фигурки Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого); конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий:
33. Соединение модуля
«Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы. Тюльпаны 1 Забавные фигурки 34. Изделия с использованием модуля
«Трилистник» и треугольного модуля. Выставка работ учащихся 1 Забавные фигурки определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок,
инструкционная карта) и выполнять по ней работу.
Списокучебных пособий:
«Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
«Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класса.
Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
«Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
«Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
«Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
«Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.
«Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).