Конспект образовательной деятельности «Птичий двор» в старшей группе.


Конспект образовательной деятельности (область «Коммуникация») «Птичий двор» в старшей группе.
Воспитатель Епифанова С.Д.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с домашними и дикими  птицами. Закреплять понятия домашняя и дикая птицы. Дать представление о птичьем дворе, учить находить между ними различия.
2. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на репродуктивные вопросы. Развивать силу голоса, темп речи, силу вдоха и выдоха, тактильные ощущения. Закреплять названия птиц. Учить правильно называть птенцов домашних птиц. Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже: утка-утки, гусь-гуся, индюк-индюка и т. д., образовывать существительные с уменьшительными суффиксами: уточка гусенок, курочка и т. д.
3. Развивать наглядно-образное мышление, слуховую и зрительную память. Развивать внимание, умение слушать воспитателя. Развивать положительные мотивации. Поддерживать  интерес к речевой деятельности, используя ИКТ.
Оборудование и материалы:
1. Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, колонки;
2. Картинки (игрушки) героев мультфильма «Гадкий утенок»: утка, петух, курочка, гусь, индюк;3. Зернышки разных размеров: пшено, рис, горох (для пальчиковой гимнастики);
4. Вырезанные по контуру картинки домашних и лесных птиц (для задания 2 и 3);
5. Картина леса и картина двора (формат А3, планшет на стойке (для задания 3);6. Картинки взрослых птиц и отдельно птенцов, яичная скорлупа (для задания 4);
7. Корзинки синего и желтого цвета.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на домашний двор, где живут птицы. Давайте мы превратимся в маленьких птичек, а там (показать направление) на жердочке будет наш домик.
Покажите мне птичек (дети машут руками, присели на корточки) :На полянке в этот раз птичья стайка собралась:
Прилетели два чижа,                                                 Встали, полетали
Прилетели три стрижа,
Прилетела совушка - сонная головушка.
Сел на ветку соловей,                                           Присели на корточки
Рядом скачет воробей.                                       
Тихо ястреб кружит там!                                      Посмотрели наверх
Птички, быстро по домам!                                      Побежали на стульчики
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились на птичьем дворе.   А хотите, я расскажу вам одну историю про гадкого утенка, который попал на домашний птичий двор? (да) Тогда внимательно смотрите и слушайте мультфильм, чтобы узнать, в кого превратился гадкий утенок,   почему же утенка все считали таким ГАДКИМ!
Просмотр начала мультфильма (2, 5 мин.)
Воспитатель: Ой, ребята! Мультфильм то остановился, что же случилось? Я, кажется, знаю, все герои из мультфильма пропали! Давайте поможем гадкому утенку их найти и вернуть в мультфильм. Но для этого нам нужно вспомнить все, что мы знаем про птиц, домашних и диких, вы готовы? (Да)
Воспитатель: А вы знаете, как называют птиц, живущих с человеком в доме? (Домашние птицы).
Воспитатель: Каких домашних птиц вы знаете (петух, курица, гусь, утка и др.)
Воспитатель:  А как называют птиц, живущих в лесу? (дикие, лесные птицы).
Воспитатель: Каких диких птиц вы знаете (дятел, сова, ворон, лебедь, утка и др.) .
Воспитатель: А чем питаются птицы? (зернами, червяками, личинками). Загляните под свою жердочку (стульчик) и достаньте блюдечки с зернышками. Посмотрите, а зернышки-то все разные, возьмите их в ручку. Какие зернышки, опишите их и назовите (пшено: маленькие, круглые, желтые; рис – длинные, вытянутые, овальные, белые; горох – большой, круглый, желтый, твердый). Покажите как нужно кормить птиц (дети показывают рукой и проговаривают «Цыпа- цыпа- цыпа»). Все правильно, молодцы! Убираем блюдечки.
Воспитатель: Смотрите, а вот и первый житель птичьего двора. Кто это? (Утка). Правильно! Пойдемте искать следующего героя? (Да)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько на этой полянке птиц отдыхает? Они все перемешались, помогите мне определить, кто из них домашние, а кто дикие.
Давайте домашних птиц отделим от диких, и рассадим их по разным корзинкам. В синюю корзину положим диких птиц, а в желтую домашних (дети выполняют задание).
Хорошо! Давайте проверим (поочередный показ картинок домашних птиц, затем диких; дети их называют). А знаете ли вы самое главное отличие домашних птиц от диких? (дикие – летают, а домашние – не умеют летать) .Домашние птицы – утка, петух, гусь, индюк, курица.
Дикие птицы – лебедь, утка, дятел, сова.
Смотрите, что у нас получилось: утка есть и в домашних, и в диких птицах. Это ошибка? (нет, есть домашние и дикие утки). В сравнении картинок найти отличия: расцветка, размер.
Давайте назовем ласково домашних птиц (вопросы адресовать поименно каждому) .Утка – уточка,
Петух – петушок,
Курица – курочка,
Гусь – гусёнок,
Индюк - индюшенок.
     
Воспитатель: Вот и еще один герой мультфильма появился, кто это? (индюк) Пойдемте теперь вон на ту опушку.
Воспитатель: Перед нами волшебные картины (показ картин с закрепленными на ней птицами). Что здесь изображено? (лес, а на второй картине (двор) .Проверим, все ли птицы вернулись к себе в дом. Отвечаем на вопрос (индивидуально) «Кто живет в лесу? » полным предложением:
В лесу живет дятел… а много – дятлов;
В лесу живет утка… а много – уток;
В лесу живет сова… а много сов и т. д.
Отвечаем на вопрос (индивидуально) «Кто живет во дворе дома? » полным предложением:
Во дворе живет утка… а много уток;
Во дворе живет индюк… а много индюков;
Во дворе живет курица… а много куриц и т. д.
Игра «Отгадай, чего нет»:
Воспитатель: А теперь закрывайте глаза ладошками, а  я в это время уберу одну картинку, вы глаза открываете и  отгадываете: чего не хватает (поочередно убирать и возвращать одну картинку). Отвечаем на вопрос «Кого нет? » полным ответом:
На картинке нет лебедя и т. д.
Воспитатель: Вот и следующий герой мультфильма появился. Кто это? (Гусь). Пойдемте дальше!
Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, как появляются у птиц птенцы? (они вылупляются из яиц). Смотрите сколько скорлупок от яиц, да у нас тут вылупились птенцы! А на птичьем дворе наступило время обеда, и родители-птицы зовут птенцов кушать. Давайте им поможем.
Воспитатель: Я показываю вам картинки с птицами обоих полов. Необходимо ответить  на вопросы: КТО ЭТО? КАК НАЗЫВАЮТ ИХ ПТЕНЦА? и надо найти его. (дети ищут нужную картинку) .Мама – курица, папа – петух, птенец – цыпленок;
Мама - утка, папа - селезень, птенец - утенок;
Мама - индюшка, папа – индюк, птенец - индюшонок;
Мама - гусыня, папа - гусь, птенец – гусенок.
Воспитатель: Молодцы, всех нашли, никого не потеряли! А вот и еще один житель птичьего двора. Кто это? (Курица) .Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто у нас тут спрятался (открыть картинку на половину-до хвоста) (Петушок). Да, это петушок, но он очень стесняется выходить, потому что селезень выщипал ему все перья из хвоста (открыть картинку до конца). Давайте поможем найти петушку все перышки, загляните под камушек. Смотрите, у каждого из вас перышки разного цвета. (Адресовать вопрос индивидуально каждому, отвечать полным предложением) :КАКОГО ЦВЕТА ПЕТУШИНОЕ ПЕРО У ТЕБЯ?   У меня петушиное перо красного цвета.
КАКОЕ ПЕТУШИННОЕ ПЕРО У ТЕБЯ? У меня петушиное перо красное.
(после каждого ответа воспитатель закрепляет перо на хвост петушку на картинке) .Воспитатель: Вот и петушок появился (показать картинку, он живет где? (на птичьем дворе). Правильно, значит мы его с собой возьмем? (Да). Тогда давайте уже отправимся на птичий двор со всеми птицами.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе перечислим домашних птиц, которых мы нашли (Утка, индюк, гусь, курица, петух). Я думаю, что теперь мы сможем посмотреть мультфильм о приключении гадкого утенка на птичьем дворе и узнаем: почему же все считали его гадким и на самом ли деле он был таким.
Внимательно смотрите и проверяйте всех ли героев мы нашли!
1. Просмотр мультфильма (фрагмент про птичий двор 4 мин.)
2. Подведение итогов
Воспитатель: Перечислите героев мультфильма, каких птиц вы увидели на птичьем дворе? (Утка, индюк, гусь, курица, петух) .Воспитатель: Почему все птицы считали утенка гадким? (Потому, что он был не похож на других птенцов, он был некрасивый). В кого превратился утенок (в прекрасного лебедя) .