Занятие по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества».

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Динской район
« Детский сад №9»








Занятие
по социально – коммуникативному развитию в старшей группе
«Традиции и быт Кубанского
казачества».







Воспитатель: Шамало Галина Александровна





2015
Конспект занятия в старшей группе
«Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества ст. Нововеличковской;
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники , которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!».
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются с поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он серебристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети:
Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня , что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? А какие же?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с
оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку» и поет ей песню:
Ничь сизокрылая за викном,
Спы, мое сэрдэнько. мьрным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!
По окончании песни, укладывает свою малышку в люльку и
предлагает детям сделать то же самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартуки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили-были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику Тэлэсику!
Приплынь, приплынь
до бэрэжку.
Твоя матэ прыйшла,
Иисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.
Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом:
Ивасику Тэлэсику!
Приплынь, приплынь
до бэрэжку.
Твоя матэ прыйшла.
Иисты тоби прынэсла.
Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!».
Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на нее, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их:
Гусяточки - гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йистьи и пыть йесть шо.
А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть
Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:
Гусяточки - гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо.
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?
Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей-лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка, все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик Казачка: А для теста? дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?
Дети: Рубель
Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь!
И никогда не забывайте своих предков, помните о них.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15