Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста


КГУ «Средняя школа №10»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Осенний марафон
исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
с 2 сентября по 3 ноября
Краткосрочный: с 2 сентября по 3 ноября
Участники проекта: дети (класс предшкольной подготовки), воспитатель, родители детей.
Вид проекта:
Исследовательско - поисковый: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Ролево-игровой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Творческое (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Осенний праздник»).
Цель проекта:
Расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Задачи:
Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей.);
Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами;
Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации; вызвать устойчивый интерес к природе;
Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира;
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;
Привлечь всех детей к организации и проведению осеннего марафона; 
Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность детей,  содействуя воспитанию коллективизма и товарищества,   культуры чувств (ответственности, чести, долга);
Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать;
Укрепление связи и сотрудничества школы  и родителей.
Предварительная работа с детьми:
Изготовление плодовоовощной выставки, выставки рисунков (коллективная работа);
Украшение групповой комнаты:
Заучивание стихотворений об осени;
Проведение беседы о сезонных изменениях в природе, как ведут себя животный и растительный мир осенью, как нужно и зачем заботиться о пожилых людях и просто близких;
Разучивание песен, танца;
Подготовка к тематическим развлечениям;
Подготовка к концерту.
Календарное планирование исследовательского проекта
«Осенний марафон»
Этапы Содержание Сроки
Постановка
проблемы Воспитатель выявляет уровень знаний воспитанников на тему «Осень». Вместе с детьми разбирают отрицательные и положительные стороны этого времени года. Воспитатель предлагает детям доказать, что осень хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков. 02.09
Решение проблемы Дети пытаются доказать насколько Осень хороша, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года.
Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года. 02.09-
03.10
Подготови-
тельный Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Реклама для родителей о проекте «Осенний марафон». 02.09-
11.09
Реализация проекта Цикл занятий по всем видам деятельности образовательных областей:
1.Спортивное развлечение «Спортивный огород» («Здоровье»);
2. «Слово. Для чего нужна речь. Какая бывает речь? Беседа о признаках осени. Творческое рассказывание по теме «Осень». («Коммуникация» Развитие речи);
3. Заучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень».(«Коммуникация» Худ. литература);
4.Число и цифра 5. Образование числа 5. («Познание» ФЭМП);
5.Живая и неживая природа. Времена года: лето, осень. Признаки. («Познание» Экология);
6. «Осенний парк». («Творчество» Рисование);
7. «Осенние дары» («Творчество» Лепка);
8. «В саду созрели яблоки» ( «Творчество» Аппликация);
9. «Дождик задождился» («Творчество» Музыка);
10. «Учимся делать добрые дела» («Социум» Самопознание» ко дню пожилого человека);
11. Познавательно-поисковая деятельность, элементарное экспериментирование: «Может ли растение дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без», «На свету и в темноте». (Вариативный курс «Цветочный садик»);
12. Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс» (Театральная студия «Маленький артист»). 09.10.
06.10.
08.10
21.10
14.09
21.09
16.09
30.09
22.10
16.10
15.10
30.09.
28.10.
13.10
08.10
Работа с родителями Выставки совместных, коллективных работ детей и родителей на тему «Золотая осень»:
1.Рисунки, выполненный акварелью, карандашами;
2.Гербарии из осенних листьев;
3.Плодовоовощная выставка «Осенний урожай»;
Поисково - исследовательская деятельность:
1.«Почему осенью желтеют листья?» (автор Щербаков А.)
2. «Почему овощи собирают осенью?» (автор Динер Арина)
3. «Растения - это тоже живые организмы?» (автор Нуртаза Е.)
Беседы и рекомендации:
1. «Правила безопасности в осенний период».
2. «Витамины для детей».
3.Рекомендации на совместные прогулки: - наблюдения за деревьями, погодой и погодными явлениями; 22.09-27 09.
05.10-09.10
14.09-
03.10
25.09
02.10
16.10
Развивающая среда Пополнения среды тематической художественной литературой, картинами, плакатами, дидактическими играми, трафаретами для рисования, раскрасками. 2.09-03.10
Итог Проведение концерта «Осенний марафон».
Подведение итогов. Награждение грамотами, вручение призов. 03.10