Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста


Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
Проект «Воздух - невидимка»
Воспитатель:Прохвацкая В.З. (вторая категория)
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта:
Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
2. научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
7. развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
8. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Сроки реализации проекта – 3 месяца.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Моделирующий этап:
Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей, подбор диагностических методик.
Основной этап:
Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
Контрольный этап:
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат:
1. Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
2. Организация фотовыставки «Воздух и мы».
3. Создание альбома «Воздух вокруг нас»
4. Организация групповой выставки «Воздух нужен всем»
5. Проведение занятия совместно с родителям воспитанников: «Воздух - невидимка»
В результате реализации проекта дети будут знать:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
8. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Основные направления в работе:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с сотрудниками.
4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми
(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :
• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познание»
• Экспериментальная деятельность дошкольников.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Организация прогулок.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
• Работа с кроссвордами.
• Выставка детских рисунков.
• Создание музея «Мир воздуха»
Работа с родителями:
• Анкетирование.
• Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
• Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.
• Составление кроссвордов.
• Подбор художественного слова, загадок.
• Выставка рисунков.
• Выставка иллюстраций, фотографий.
• Индивидуальные беседы.
Работа с сотрудниками:
• Семинар – практикум «Как знакомить детей с явлениями неживой природы (на примере воздуха) »
• Консультация «Как создать музей воздуха»
• Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)
Список использованной литературы:
1. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
3. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
Сначала мы создали условия для проведения опытов с воздухом. У нас получилась целая лаборатория, так как включала все направления опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.




Для проведения опытов детьми мы приобрели медицинские шапочки, а фартуки и нарукавники сделали из больших плотных пакетов для мусора.
Вырезали горловину и отверстия для рук. Получилась форма научных сотрудников.

Провели с детьми ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха".






Для закрепления свойств воздуха сделали карточки.

Больше всего ребятам понравилась игра: "Кто надует самый большой мыльный пузырь"