Исследовательский проект Краски своими руками для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
«Центр развития ребёнка – детский сад №41»
г.Славгорода







Открытый конкурс
Исследовательских проектов детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста «Первые открытия»

«Краски своими руками»




Участник:
Безлепкин Тимофей,
подготовительная к школе группа
Научный руководитель:
Гасс Ольга Васильевна,
воспитатель по изодеятельности










Славгород
2016



Содержание:


Содержание
Введение
1 Теоретическое исследование проблемы..
I. 1 Какие у природы краски?...........................................................................
Эксперимент 1. «Способность растений окрашивать предметы»
Эксперимент 2. «Возможность создать картину, используя красящие способности растений»..
I.2 Краски. Исторические сведения.
Краска. Красить. Окрашивать.
Натуральные пищевые красители..............
II. Получение безопасных красок.
Опыт № 1. «Изготовление красок для рисования»..
Опыт №2 «Удивительные рисунки».
Опыт №3 «Изготовление закладки для книги».
Опыт №4 «Приготовление «волшебных красок» и рисование ими
Интервью с местным художником Смольковым Ревлием Николаевичем»
Заключение...................
Список литературы и источников

Приложения:





2
3
3
4

4

5
5-6
5
6

6
6
6
6-7

7

8
9

10












Введение
Актуальность выбранной темы исследования. Однажды в нашем детском саду давали свекольный салат, Тимофей испачкал свою новую футболку, чему был очень огорчен. Он стал тереть пятно рукой, но оно не оттиралось. Футболка окрасилась в красный цвет. Стали мы успокаивать Тимофея. Он рассказал, что они были на отдыхе, играли с мячом, он упал в траву, у него на майке осталось зелёное пятно. А потом вспомнил, когда они с бабушкой собирали ягоду, окрасились руки, стали красно-фиолетовыми. Тимофей задал вопрос: «А что ягодой можно рисовать?» В беседе подошли к выводу, можно попробовать сделать краски для рисования. Он задумался: «Какие ещё растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?»
Поэтому объектом его исследования стали растения, растущие в нашем районе, а предметом исследования – их способность окрашивать.
Цель исследования - выявление красящих способностей различных растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.
Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих рисунках.
Задачи исследования:
проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования;
расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок;
попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях;
узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время;
провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их мнения по теме исследования;
создать коллекцию колера природных красок;
нарисовать рисунки, используя природные краски;
провести для дошкольников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.
Методы исследования:
подумать самому, что знаю о красках;
провести опрос среди взрослых на тему: из чего делают краски, где их применяют, можно ли самому сделать краску и из чего?
найти информацию о краске, её составе в книгах, энциклопедии, Интернете, спросить у взрослых;
провести эксперимент «Из чего делают краски»
провести эксперимент «Что случается с краской от долгого хранения?»;
выбрать из получившихся красок: самую яркую
узнать из личного опыта, можно ли узнать цвет с помощью запаха, вкуса, зрительного восприятия;
составить рассказы, сказки о растении, какой получился цвет.
Начиная исследование, мы предположили:
Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).
Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.
Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
Характер исследования: художественно - прикладной
Время проведения исследования: 25.07.2016 – 30.10.2016г.
Прикладная ценность исследования:
составлена таблица растений нашего города Славгорода, которые имеют красящие способности;
создана коллекция колера природных красок;
создана картинная галерея из рисунков, выполненных натуральными красками;
знакомство с профессиональным художником, живущим в нашем городе;
опробован новый метод исследования - интервью.
проведёно занимательное дело «Краски вокруг нас», на котором познакомили детей с результатами исследования;
проведён мастер-класс по рисованию с использованием натуральных красок.
Работа может быть использована на занятиях по изобразительному творчеству.
Перспектива исследования:
Проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.
Узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?
Для проверки первых двух гипотез, гуляя по городу и за городом, бывая на дачном участке или дома у себя в огороде, стали подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод).
Наблюдать за красотой природы одно удовольствие, но мне хотелось скорее узнать, какие цвета подарят моему рисунку все эти растения. И я стал экспериментировать.
Эксперимент 1.
Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.
Ход. Взял лист бумаги и отправился в путешествие. Для проведения эксперимента отщипывал (отрезал) кусочки растений, плодов или ягод и проводил ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани. Смотрел, окрашиваются ли они, в какой цвет. В эксперименте «участвовало» 25 растений.
Вывод: не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составили таблицу.
.Эксперимент 2.
Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.
Ход. Попробовал рисовать частями тех растений, которые давали самые яркие цвета при проведении эксперимента .
Вывод. Получилось! Рисовать можно, но не удобно. И как ни старался, а руки и одежду всё-таки испачкал и долго не мог отмыть. Поэтому, прежде чем приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться
Вывод: растениями, которые имеют яркую окраску сока, можно рисовать.
Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?
«Краска всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета». Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.
Но краски это просто вещества. А что же значит красить?
Красить что, украшать, придавать краску, делать пригожим, изящным, приятным для вида
II. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Мы узнали, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина: жёлтая, красная, зеленоватая, белая
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Я узнал, что пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски.
Мама мне рассказала, что она ездила по путёвке в Индию, видела кустарник «Индиго», из него делают тёмно-синюю краску. Сейчас этой краской красят джинсы. С древних времен использование красок сохранились и в наше время. Например, красить яйца шелухой лука. Из энциклопедии я узнал, что занавес в Большом театре в Москве выкрашен краской, которую сделали из отвара корней травы зверобоя, по-старинному рецепту. Это не чудо!
Опыт 1. Изготовление красок для рисования.
Морковь, свёклу, петрушку, ягоды смородины измельчили на тёрке и отжали сок. Взяли чайную заварку, навели крепкий кофе.

Оранжевый бордовый зелёный красный светло-коричневый
Опыт 2. Удивительные рисунки.
Наши краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью. Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть. Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и нарисовать много удивительных рисунков.
Вывод: Краски нужно хранить в холодильнике .
Опыт 3. Изготовление закладки для книги.
Теперь проверю, как наши краски окрашивают ткань.
Для начала я нарисовал на белой ткани геометрические фигуры. Вырезал их и подготовил к окрашиванию.

Затем опустил в краску фигурки, ждал 30 минут. После окрашивания хорошенько просушил. Синюю краску я получить не смог, поэтому решил развести пищевой краситель. Готовые фигурки получились яркие, хорошо окрасились, я наклеил их на бумажную полоску и закрепил скотчем.
Вывод: Некоторые цвета получились недостаточно яркие такие как: желтый, коричневый, зеленый. А из клюквы, смородины и моркови получились яркими.
Оказывается, краски можно сделать не только из самих овощей и ягод, а еще из их отваров (луковая шелуха, листья свеклы) и отваров трав (аптечной ромашки, зверобоя, крапивы).
Опыт № 4.Получение безопасных красок
1.Собрал разные ягоды: рябину красную и черную, калину, облепиху, малину
2. При помощи соковыжималки выжал сок из этих ягод. Он был очень ярким, поэтому ткань окрасилась в яркие цвета, бумага окрасилась, но сильно размокла.
Вывод: Ткань легко окрашивается соком, а на бумаге нужно рисовать.



3.Сделал вместе с мамой отвары из луковой шелухи. (золотистый
лук и фиолетовый). Когда чистил шелуху фиолетового лука, то руки стали тёмно-синего цвета. Покрасили яйцо, получился красивый цвет (коричневый и фиолетовый).
Вывод. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.
Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.
Но мне очень хотелось услышать мнение профессионального художника.
Мы встретились с нашим замечательным художником Смольковым Ревлием Николаевичем. Его картины находятся в нашем городском музее. Он участник Великой Отечественной войны.
Очень много интересного рассказал Ревлий Николаевич во время интервью. И как в старину художники делали краски, смешивая различные травы с медом: разные минералы, толкли в ступках, подбирая различные цвета.
. Очень много картин он написал древесным угольком, посвященные войне.
А моя прабабушка, вспомнила, что раньше им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы немедленно изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с друзьями.

Заключение
В начале моего эксперимента я предполагал, что:
Если растения имеют разную окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета.
Если растения могут окрашивать предметы, то ими можно рисовать.
Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
В ходе исследования выяснил, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.
А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.
Я доволен своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она нас учит, было бы желание учиться.
Практическая значимость работы
За время работы над темой исследования
узнал много нового о красках, которые таят в себе растения;
учился наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;
составил таблицу растений нашего города, которые имеют красящие способности;
научился получать краски разными способами (составил палитру природных красок);
познакомился с нетрадиционными техниками рисования, выбрал наиболее удобные для творчества;
создал свою картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными красками;
познакомился с интересными и творческими людьми, живущими в нашем городе;
научился брать интервью.
А самое главное воспитывал в себе терпение и наблюдение при общении с такой хрупкой красотой под названием «Природа».

Перспектива исследования. Все это очень интересно! Мне захотелось:
- проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.
Больше узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?
Научиться самому делать краски по безопасному рецепту.






Список литературы:
Всё обо всём» популярная энциклопедия для детей. – М., 1995;
Вкипедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет – энциклопедия;
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
Детская энциклопедия издательства «Аванта»
Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008.
6.Интернет-ресурсы:
Поисковая система "Google".
7.Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
8.Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.






Приложение.
Растения, имеющие способность окрашивать предметы


Название растения
Источник красителя
Цвет окраски




на бумаге
на ткани

1.
морковь
корнеплод
ярко оранжевый
бледно оранжевый

2.
свёкла
корнеплод, листья
бордовый
бордово-фиолетовый

3.
горох
плод, семена (свежие)
бледно-зелёный
след почти не виден

4.
тыква
плод
бледно-жёлтый
слабый бледно-желтоватый след

5.
огурец
плод
-
Слабый зеленоватый след, при высыхании практически не виден

6.
томат
стебли, листья
зелёный
зелёный



плоды
бледно розовый, при высыхании еле виден
красный

7.
облепиха
ягоды
оранжевый
оранжевый

8
чёрная смородина
ягоды
синий
синий

9
красная смородина
ягоды
красный
красный

10
малина
ягоды
красный
красный

11
земляника садовая
ягоды
розовый
розовый

17

берёза
листья
зелёный цвет всех оттенков
зелёный цвет всех оттенков



почки
жёлто-коричневый
коричневый

18
лук
луковая шелуха
жёлтая
коричневая, при стирке серая

21
календула
лепестки
жёлтый
жёлтый

24
Кора дуба
отвар
жёлтый
коричневый


Анкетирование.
Мы провели анкетирование, рисуют ли наши друзья дома такими красками.
В группе нас 20детей. На вопрос «Пробовали ли вы делать краски самостоятельно из растений?» 1 ребёнок дал положительный ответ.
А на вопросы:
Пробовали ли вы красить или рисовать растительными красками?
Наблюдали ли вы за работой взрослого при окрашивании? Если да, то какой предмет окрашивался?
Делали ли вы разноцветный сладкий морс?
Как вы думаете, нужны ли самодельные краски?
Все дети ответили положительно.
Также мы провели анкетирование среди родителей и сотрудников детского сада. На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь для окрашивания волос: натуральной или синтетической?» 11 человек ответили, что синтетической, 10 - что не окрашивает волосы, а 3– натуральной (используют хну).
На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь при окраске яиц на пасху, 14 человек ответили, что синтетической, а все остальные ответили, что натуральной.
Вывод. Результаты анкетирования показали, что многие стараются использовать натуральные краски в личных целях.













Рисунки, выполненные безопасными красками


























Рецепт дешевых и безопасных красок для детей

Рецепт приготовления красок известен давно.
Название"Волшебные краски" - самое подходящее для этого маленького чуда. Оно принадлежит автору книги "Путь к волшебству" Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой. "Процесс создания "волшебных красок" никого не оставляет равнодушным. Немного муки, соли , масла и клея, побольше Души и Фантазии - и краски готовы." Этот рецепт дан в книге.
Для приготовления 5-6 цветов (для одного ребенка) необходимо:
1 кружка муки,
1-2 ст. ложки соли,
1-2 ст. ложки растительного масла (любого),
1,5 ст. ложки клея ПВА.
Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины... Но густота - это дело "вкуса"... Смотря для какой цели вы хотите приготовить краски. Для детей, например, лучше сделать немного пожиже.
Чтобы придать краскам приятный запах можно использовать эфирные масла (если у детей нет аллергии).



Когда основа готова, наступает самый интересный момент - это "окрашивание". Я люблю использовать в работе с детьми пищевые красители, так как дети все равно захотят "попробовать на зубок"







Хранить готовые краски в холодильнике в плотно закрывающихся контейнерах. При необходимости разбавлять немного водой. Перед тем, как поставить в холодильник, сверху залить тонким слоем воды, смешанной с растительным маслом.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015