Разработка урока по теме Интегрированная среда разработки приложений. Окна и формы. Компаненты. 10 класс

Урок 7
Тема: Интегрированная среда разработки приложений.
Окна и формы. Компаненты.

Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и методами;
Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;
Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические
частично-поисковые.
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Настрой учащихся на урок.
Постановка целей и задач урока.
Проверка домашнего задания.
Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программирования Lazarus (приложение 1).
Задание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.
Задание учащиеся выполняют в тетради.
Время выполнения 1-2 минуты.
Проверка в парах, по окончанию с учителем.



Изучение новой темы.
Форма.
Форма – будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: Файл (Создать(Форму.
Свойства формы
Свойство
Значение

Caption
Изменение заголовка окна, представляет собой некоторый текст.

Name
Имя формы в программе. По умолчанию присваивается Form1.

Color
Изменение цвета окна


Компоненты
Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.
Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их, достаточно выделить требуемый компонент на форме.

Обработчики событий
Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.

Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме в заголовке формы появится вопрос 'Зачем ты на меня нажал?'.



После запуска
После выполнения щелчка


Фрагмент программного кода

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';
end;

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';
end;



Простейшие компоненты.
TLabel – компонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для размещения надписей на форме.

Свойства TLabel
·
Свойство
Значение

Caption
Отображение текста в поле компонента.

Color
Цвет фона надписи.

AutoSize
True/False. Запрещение или разрешение на изменение размеров надписи.

Aligment
Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу, левому краю, правому краю)

Font
Настройка текста (шрифт, размер, начертание)

WordWrap
Разрешение/Запрещение на расположение текста в поле надписи в одну строку.


TButton – кнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку).

Свойства TButton
Свойство
Значение

Caption
Отображение текста в поле компонента.

Enabled
Признак доступности кнопки.


Закрепление изученного материала.
Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При щелчке на Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».
Оформите форму и метку в цвете.
Решение:


Вид окна после загрузки программы
Вид окна программы после выполнения щелчков


Фрагмент программного кода


procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моя первая программа';
end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
label1.Caption:='Я программирую!';
end;


Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.
Решение:


Вид окна после загрузки программы
Вид окна программы после выполнения щелчка на кнопке Вывод сообщения


Фрагмент программного кода






Домашнее задание.
Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.
Рефлексия.
Итог урока.


Использованная литература.

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию. – М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. – 440с.: ил. – (Библиотека АLT Linux).
Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56.
Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128.
Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.










Поурочное планирование 10 класс
2015

Дата: __________________________

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 10Рисунок 4Рисунок 7 
·