Все великие люди рождены и воспитаны женщиной..


Все великие люди рождены и воспитаны женщиной.
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!
М.Джалиля:

Методическая характеристика мероприятия:
Данный час общения направлен на формирование внутренней культуры воспитанниц. Заставит воспитанниц задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к самому близкому человеку. Значительную часть сценария занимают беседы, направленные на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки, хороших поступков. Важно донести до воспитанниц образ и отношение великих людей к своим матерям.
Научить воспитанниц благодарить своих матерей за труд и заботу, за доброту и чуткость, за отзывчивость и внимания, за сочувствия и сердечность.
Цель:
воспитать этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
Задачи:
помочь воспитанницам найти путь к сердцу матери, не терять душевный контакт и веру в близких людей; мотивировать воспитанниц на нравственные поступки и деяния.
Педагогические технологии:
технология воспитания с помощью аудиовизуальных средств, коммуникативная, проблемного подхода в воспитании и обучении.
Форма проведения:
дружеские посиделки с элементами проблемного диалога.
Предварительная работа.
воспитатель, заранее, с группой воспитанниц, подготавливает материал используемые в данном сценарии: стихи, презентацию;
необходимо распределить роли – выбрать 12 чтецов;
перед мероприятием провести репетицию;
подготовить репродукции картин (слайд - шоу):
Н.Рерих «Матерь Мира».
А.А.Дейнека «Мать».
А. Мыльникова « Прощание»
К.С.Петров – Водкин. «Мать».


Оборудование:
МР3 проигрыватель;
компьютер и телевизор;
ватман, маркеры, клей;
заготовка открытки «сердечко».

Слайд № 1
Воспитанницы:
Чтение высказываний писателей, философов о матери.
1. Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери
М.Горький
2. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.
В.Г.Белинский
3. Это великое предназначение женщины – быть матерью, хранительницей домашнего очага.
В.И.Белов
4. Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.
А.Г.Алексин
5. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.
Ю.Я.Яковлев
6. Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости
В.М.Шукшин
7. Горжусь, что имел подобную мать, ни о чём и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не светло, как о ней.
И.А.Гончаров
8. Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натуройНа фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.
М.П.Чехова
9. Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.
А.П.Чехов
10. Великое чувство. Его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру, и жену, и отца.
Но в муках мы мать поминаем.
Н.А.Некрасов

11. Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать»

Н. Островский.

12. Мать - это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей»

У. Теккерей.

13. М.Горький писал: «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от ласки матери. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, ни художника, ни композитора вся гордость мираот Матерей!».


Ход часа общения:
Воспитатель:
Дорогие воспитанницы! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку - о матери. Почему именно сегодня, именно в вашем возрасте, который называется «переходным», «трудным»? Когда вы, сами того не желая, становитесь подчас неуправляемыми, где-то даже дерзкими, и зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете своих мам. Я думаю, что сегодняшняя наша беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к самому близкому вам человеку. Мы сегодня услышим и увидим, как наши Великие люди говорили о своих мамах, как они ценили, любили их и воспевали всю жизнь, передовая их образ в стихах, песнях, картинах. Мама В языке любого народа есть это слово. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец. На всех языках это священное слово звучит нежно, ласково: мама – по- русски, ненька – по- украински, апа – по – киргизски, нана – по – осетински
Слайд № 2
Воспитанница:
Р. Гамзатов писал: « Мать является душой мира, её началом и бесконечностью. Она - живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья. Слово « мама» может нас заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет».
Я прочитаю вам отрывок из статьи Р. Гамзатова « Берегите матерей»:
« Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полёта, среди других вопросов ей иностранным корреспондентом был задан несколько неожиданный: кто ваш самый любимый человек? Валентина Терешкова ответила одним коротким, точным, красивым словом – Мама. Не знаю, но в этот миг мы больше радовались её ответу, нежели совершённому ею героическому полёту в космос».
Воспитанница: читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова « Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа,
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.

Встаньте!..(Все воспитанницы встают.)
Я произношу его:
« Мама!»

Воспитанница:
Слайд № 3 « Снег седины» (сл. В.Бокова, муз. Г.Пономаренко).
Женщины – матери защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, проявляли героизм и самоотверженность на фронте и в тылу, работая до изнеможения в цехах заводов и на полях.
А.А.Фадеев писал: « Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды в поле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья – то незримая сила подымала воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - всё это сделали руки матери моей – твоей, и его, и её».

Воспитанница:
Все стволы, что по русским стреляли,
Все осколки чужих батарей
Неизменно в тебя попадали,
Застревали в одежде твоей.
Ты заштопала их, моя мама,
Но они всё равно мне видны,
Эти грубые длинные шрамы –
Беспощадные метки войны
Дай же, милая, я поцелую,
От волненья дыша горячо,
Эту бедную прядку седую
И задетое пулей плечо.
В дни, когда из окошек вагонных
Мы глотали движения дым
И считали свои перегоны
По дорогам к окопам своим.
Как скульптуры из ветра и стали,
На откосах железных путей
Днём и ночью бессменно стояли
Батальоны седых матерей.
Я не знаю, отличья какие,
Не умею я вас разделять:
Ты одна у меня, как Россия,
Милосердная русская мать.



Воспитанница:
С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей матери и почтительно оберегающего её старость, и презрением казним того, кто забыл о женщине, вырастившей его, кто в горькую, старческую её пору отвернулся от неё, отказал в помощи или крове. По отношению человека к матери определяют его ценность. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг. Сколько поэтов, композиторов, художников, режиссёров создали замечательные произведения, сняли прекрасные фильмы о матерях.

Воспитанница:
Слайд № 4
Р.Рождественский свою любовь, уважение к матери передал в стихах « Здравствуй, мама!»
Здравствуй, мама!
Опять мне снится песня твоя.
Здравствуй, мама!
Светла, как память, нежность твоя.
Этот мир не от солнца такой золотой –
Он наполнен до края твоей добротой.
Ты слабеешь, уходят силы твои.
Всё равно, несмотря на любые года,
Будешь ты для меня молодою навсегда.
Натрудились
На десять жизней руки твои.
Народились
Под этим небом внуки твои.
Ты опять колыбельную песню поёшь
И во внучке своей вдруг себя узнаёшь.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало.
И всё – таки лучше всех на земле – мама.
Моя мама.

Слайд № 5 Портрет композитора П.И. Чайковского, на фоне музыки.

Воспитанница:
Продолжая наш час общения, мне очень хочется рассказать о замечательной, необыкновенной семье великого композитора П. И. Чайковского.
Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Глухая провинция - ни театров, ни учебных заведений. Но зато в провинции, в деревне, ребенок ближе к природе, к жизни простого народа. Чайковский получил воспитание, начальное образование, основы культуры в семье. Семья была большая, и, как всегда бывает в многодетных семьях, мальчика не баловали. Его любили и ласкали, воспитывали как и всех остальных детей.
Отец - симпатичный, жизнерадостный, прямодушный, беспредельно доверчивый человек.
Мать - была очень добра, но добротой очень строгой, и проявлялась она больше в делах, чем на словах. В детстве громадное влияние на Чайковского имела воспитательница Фанки Дюрбах. Именно она заметила в мальчике особенные, отличавшие его от других детей, черты душевного склада. Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок. В четырехлетнем возрасте написал первую пьеску «Наша мама в Петербурге». Болезненно пережил мальчик разлуку с родным домом, с семьей, расставание с любимой матерью. Брат композитора Модест Ильич так описывает эту сцену: «Припав к матери, он не мог оторваться от нее. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли действовать, он ничего не слышал и не видел и как бы слился с обожаемым существом, пришлось прибегнуть к насилию, и бедного ребенка должны были отрывать от Александры Андреевны. Он цеплялся за что мог, не желая отпускать ее от себя. Наконец это удалось. Лошади тронули, и тогда, собрав последние силы, мальчик вырвался и бросился с криком безумного отчаяния бежать за тарантасом, старался схватиться за подножку, за крылья, за что попало, в тщетной надежде остановить его... Никогда в жизни без содрогания и ужаса Петр Ильич не мог говорить об этом моменте».

Воспитанница:
Образ матери – великая тема искусства. Художники всего мира, в своих картинах, передавали образ своих матерей, который несли всё свою жизнь.

Слайд № 6. Н.Рерих «Матерь Мира».
К образу Матери Мира вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество, Н.К. Рерих обращался неоднократно и в своей живописи, и в своих очерках. В его книгах «Держава Света» и «Твердыня пламенная» можно найти такие строки: «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»

Слайд № 7. А.А.Дейнека «Мать».
Воспитанница:
конецформыначалоформыВ 1932 г. Александр Александрович Дейнека создал картину «Мать» – одно из лучших своих произведений. В своей картине художник стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности.
конецформыначалоформыДо сих пор нельзя без волнения смотреть на простой и в то же время очень нежный образ матери с ребенком на руках.
Слайды № 8 . К.Петров-Водкин «Мать».
Воспитанница:
Эта картина, написанная русским художником Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1915 году, передаёт материнскую заботу и любовь. На ней изображена кормящая мать. Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной. Бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде. Именно в этой простоте таится поэзия жизни.

Воспитанница:
Женщина и война Что может быть противоестественнее? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую Эти понятия несопоставимы.

Слайд № 9. А. Мыльникова « Прощание».
Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.
Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.
Сколько их, матерей России, не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок.

Воспитанница:
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах.
Воспитанницы по очереди произносят по нескольку строк из поэмы С.Острового
« Мать»:
Воспитанница: Первое слово ребёнок сказал:
-- Мама!
Воспитанница: Вырос. Солдатом пошёл на вокзал:
- Мама!
Воспитанница: Вот он в атаке на дымную землю упал:
- Мама!
Воспитанница: Встал. И пошёл, И губами горячими к жизни припал:
- Мама!
Все вместе: Люди!
Берегите своих матерей!
Настоящая Мать человеку
Даётся однажды.

Воспитанница:
Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Писатели всех времен, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.
Слайд № 10.
Воспитанница: прослушайте отрывок рассказа Льва Николаевича Толстого. «Детство».
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем- нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной.
Слайд № 11.
Воспитанница:
Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба».
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью Дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их - и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны Мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы останавливались в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо...
Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!»
Слайд № 12.
Воспитатель:
Елена Благинина, детская поэтесса вспоминала: «Мама была к нам строга, вспыльчива, читала нотации, ненавидела ложь, требовала мужества Но была ли мама тяжела мне? Нет. Другой матери у меня не могло быть. Я очень любила маму, понимала, не осуждали ее». Во многих стихах поэтессы, возникает образ матери. Вот одно из стихотворений:
"Посидим в тишине" -
Мама спит, она устала
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела –
Вслух читать
И мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине

Слайд № 13.
Воспитанница: каждый из писателей, через главных героев своего произведения, старался передать свою любовь, попросить запоздалое прощение у матери.
Александр Фадеев. «Молодая гвардия».
...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье... и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня, потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели pyки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались...
Оглянись и ты, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком обернется все это у материнской могилы. Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...

Слайд № 14. презентация “Мама – главное слово в каждой судьбе”.

Рефлексия:
Воспитатель: Какие чувства вы испытали, прослушав воспоминания людей, которые старались, как можно на дольше продлить и сохранить образ своих матерей?
А сейчас выполним не большую коллективную работу.
Обратите внимания, у каждой из вас есть цветок, они все разного цвета и есть у нас «сердечко».
Задание будет таким.
Вам нужно будет написать на цветке, только по одному прилагательному качества своих мам, какими вы их хотите всегда видеть, а в этом вам помогут прилагательные. Далее, вы наклеиваете свои цветочки к «сердечку» и мы получим прекрасный букет-открытку, который каждая из вас сфотографирует и отправит своей маме. И поверьте, ни одна мама, ни будет искать, как оценила ее дочь, потому что она будут уверена, что все качества принадлежать только ей одной.
Милые мои! Научить благодарить и любить своих матерей: за труд и заботу, за доброту и чуткость, за отзывчивость и внимания, за сочувствия и сердечность.

ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Ф.Гончаров. Подвигнут я тобою. Слово о матери. Детская литература. 1988 г.
2. Сборник картин «Художники мира». М., 1976 г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
3. Библиотека словесника. Составитель Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, с. 231, 1990 г.
4. Р. Гамзатов. «Сборник стихов и поэм». Авторский дом. 1982 г.
5. А.А.Фадеев. «Молодая Гвардия». Издательский дом. 1951 г.
6. Н.С. Михалков. Фильм «О Матери». Семейный архив.
7. П.И.Чайковский. «Детство композитора». 1854 г.
8. Л.Н.Толстой. «Детство». Современник. 1852 г.
9. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Изд. Детская литература. 1874 г.








Воспитатель: И. И. Пестенко
















13PAGE 15


13PAGE 141215




15