Развитие творческой активности детей средствами народной музыки.

Развитие творческой активности детей средствами народной музыки.
муз.рук. д/с «Радуга»г. Невьянск
Г.В.Алексютина.
Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. В веселой, игровой форме народные песни, игры знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие. Одно из ярких произведений народного фольклора- народная песня – входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, разнообразие ритма, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей. Предлагаю один из вариантов развлечений, построенный на народном фольклоре.
Сценарий развлечения «Поиграем и попляшем, песни русские споем».
Под русскую народную плясовую дети входят в зал.
Вед: Ребята, нам пришло письмо, посмотрите, вот оно! «Здравствуйте, ребятишки, озорники и шалунишки! Я- лесничий Тимошка из деревни Гармошка. В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу. Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, посылаю карту вам – я ее составил сам.» (вед.показывает карту) Отправимся в путешествие к Тимошке? Путешествие, ребята, не удастся без труда. Отвечайте дружно, хором: вы к труду готовы? –ДА! - Впереди вас ждет река – широка и глубока. Вы по ней плывите, да не утоните!
Под музыку дети плавно «плывут» по реке.
Вед: «Песню запеваем – дорогу коротаем»,- так гласит народная пословица. А какие пословицы и поговорки о русской народной песне знаете вы?
Дети: - Бедный песни поет, а богатый только слушает.
- Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
- Не всяк весел, кто поет. - Песней коня не накормишь.
- Пой песню тот, у кого голос хорош. - Соловья за песни кормят.
Вед: Речку одолели – так вперед смелее! На пригорке деревушка под названьем Веселушка, развеселый в ней народ песни русские поет! И вы запевайте, в деревню ту шагайте. Песня русская народная «Ой, вставала я ранешенько».
Вед: Наше путешествие продолжается. Посмотрим на карту: куда нам дальше идти? Слева, видите, - гора – вам идти как раз туда. Там живет моя сестрица – хохотунья и певица. Вам споет начало песни, допевать же будем вместе.
«Допой до тоники». «Песня – шутка» (парами - «огурчики солененькие».)
Вед: Полдороги, полпути мы уже смогли пройти, а теперь отдохнем, дружно спляшем и споем. «Сел комарик на дубочек» - инсценировка.
Вед: Поспешим в деревню Гармошка, осталось пути немножко. Справа медведь – он любит петь. Громко поет – пройти не дает. По секрету вам скажу: с этим мишкой я дружу. Спойте вы частушек много – он уступит вам дорогу. Игра «Сова – филин».
Вед: А теперь, Мишка, поиграй-ка с нами. «Передай платочек».
Вед: А теперь наискосок, через тропочку в лесок.
Тимошка: Здравствуйте, дорогие мои! Вот, ребята, здесь мой дом. Хорошо, уютно в нем! Поиграем? Песен много знаем? Ну, тогда есть у меня игра на внимание!
Песня – игра «ШАР»!
Тимошка: А вы знаете, внимание везде нужно! Вот вы сейчас пели, внимательны были, а в оркестре еще внимательней нужно быть!
Вед: Да мы не просто в оркестре играть, мы ритмический рисунок можем исполнять!
Оркестр «Полька-Анна» Штраус.
Тимошка: Самовар давно кипел, и пирог давно поспел! Проходите, рассаживайтесь за столы, сладким чаем угощайтесь! Чаепитие.
Вед: А сейчас нас ждет игра! Под названьем «Лавата».
Тимошка: А что вы знаете о русской песне? Ну-ка, ответьте на вопрос:
- Какую песню пела мама своему ребенку перед сном? – потешку, закличку или колыбельную? - Какое название носит специальная рождественская песня? –частушка, веснянка или колядка? - Назовите муз.инструмент, который у каждого человека всегда с собой? - балалайка, голос или баян? – День рожденья отмечай песней русской - запевай, каравай, поздравляй? – Собирается народ, он и пляшет, и поет. Песни бодрые, живые, эти песни - плясовые, заводные, озорные.
Тимошка: Ну, а сейчас опять игра самая веселая «Делай так» - плясовая песня!
Спасибо вам за веселье! Приходите чаще в гости! До свидания!