Организация творческой деятельности на уроках ИЗО и на внеурочных занятиях


Нехаева Ю.С., учитель ИЗО
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО И НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Статья адресована учителям изобразительного искусства младших и средних классов.
В нашем быстро меняющемся мире все более востребованы люди творческие – оригинально мыслящие, действующие не шаблонно, умеющие найти выход из любой ситуации. Поэтому современное образование уделяет большое внимание проблеме развития креативных способностей детей – «общей способности к творчеству». Большинство психологических тестов, выявляющих креативные способности «ориентировано на выявление дивергентных способностей: не предполагает определенного числа ответов; оценивает не их правильность, а соответствие заданию; поощряет поиск нетривиальных и неожиданных решений, … Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей»[1]. Эти критерии подходят для оценивания художественных творческих работ. Из школьных предметов наибольшие возможности для развития творческих способностей представляют изобразительное искусство и художественный труд как виды продуктивной деятельности. «Целый ряд исследований … отмечают непреходящее значение продуктивных видов деятельности для развития творчества»[2].
«Творческий процесс художника начинается с возникновения замысла. В начале вынашивается идейный смысл произведения, обдумывается содержание его, общая композиция. Вполне естественно, все это вырастает не на пустом месте, но на основе жизненного опыта … Путем наблюдений, написания этюдов художник отрабатывает сами образы, технику исполнения. Собрав материал, приступает к воплощению замысла»[3].
Так выглядит творческий процесс у взрослого, сложившегося человека. У ребенка жизненного опыта не так много, не все дети и не сразу справляются с темами школьной программы, поэтому при организации художественной творческой деятельности школьников я использую деятельностный подход: сначала – экскурсии, наблюдения, опыт внеклассной деятельности (походы, поездки, участие в театральных постановках), и только затем собственно творческая деятельность: творческий замысел, творческий поиск, воплощение замысла.
Развитие творчества связано с развитием воображения, которое зависит от того, насколько развито образное мышление детей. Образное мышление всвою очередь развивается на основе базового – предметного мышления.
Конечно, предметное мышление развивается у детей в дошкольном возрасте, если была организована соответствующая деятельность. Судя по тому, что дети испытывают трудности при изображении известных предметов и с каким живым интересом они рассматривают не только ящерицу, крысу, кролика, но и кошку с собакой, растения, можно сделать вывод, что предметной
деятельности, в жизни детей было недостаточно. Поэтому чем меньше возраст школьников, тем большее место в деятельностном подходе занимает предметная деятельность – общение, наблюдение за объектами живой природы. «От того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех художественной деятельности детей» [4].
Для того, чтобы образ наблюдаемого предмета был полным и ярким, остался в памяти, надо не только рассмотреть предмет, но и ощутить его другими органами чувств: потрогать, понюхать, послушать и т.д. (по возможности), что учащиеся с удовольствием и делают. При этом выделяются элементы предмета наблюдения, называются, сравниваются с другими имеющимися рядом предметами или образами в памяти. После наблюдения дети рисуют по памяти.
Хотя учащимся нравится наблюдать за предметами (особенно представителями фауны), но уделять много времени этой деятельности нет возможности – уроков ИЗО в школьной программе «меньше не бывает».
Поэтому выбираются темы рисования, связанные с уже имеющимся жизненным опытом детей, с учетом их пожеланий и интересов. Например: «Лето», «Зимние развлечения», «Во дворе», «Поход» (если он был). После проведения анкетного опроса в пятых классах было выяснено, что учащиеся любят рисовать больше: животных, людей, природу в разное время года, космос. При этом больше содержательных, подробных, разнообразных работ было при рисовании на тему «Поход». Это объясняется тем, что поход был наиболее интересным, значительным событием в обыденной жизни детей и 328наиболее яркие, содержательные образы, эмоции и впечатления остались в детской памяти после такого мероприятия, когда было много общения с природой, друг с другом.
Также при организации творческой деятельности обязательно учитыва-ются межпредметные связи, внеклассная деятельность учащихся (литература, история, музыка, театр). Иллюстрирование, знакомство с элементами народной культуры и др. осуществляются на уроках ИЗО после изучения данных тем на других уроках: иллюстрация к стихотворению В.Тушновой «Синицы» выполнялись учащимися 4 класса после изучения стихотворения на литературе, иллюстрации к сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» рисовали учащиеся 5 класса после участия в театральной постановке по дан-ной сказке, с искусством древне-русского зодчества более подробно знакомились учащиеся 6 класса после изучения темы «Принятие Христианства. Культура русских земель 12–13 веков».
Практически все художественные задачи – дивергентного типа, предполагающие, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Такими ответами в творческой деятельности могут быть не только законченные работы, но и эскизы к ним. Количество эскизов, оригинальность, законченность композиции, выразительность, лаконичность, емкость созданных образов являются показателем творческих способностей. Поэтому в процессе работы над картиной кроме зарисовок и набросков обязательно выполняются эскизы композиции на одну тему. Такой подход к работе сказывается положительно на конечном результате: так при выполнении портрета друга 40% работ детей, выполнивших предварительные эскизы к портрету, отличались своей выразительностью, оригинальностью. Только 10% работ по этой теме были интересными у детей, не пожелавших сделать предварительные наброски портрета, но при рисовании на другую тему: иллюстрирование сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» 52% этих же учащихся выполнили от двух до одиннадцати эскизов. Повышение творческой активности объясняется тем, что все дети участвовали в театральной постановке по данной сказке. И только один ученик, принимавший участие в постановке не смог ничего изобразить.
В анкетах на вопрос: «Помогает ли вам выполнение эскизов в работе над картиной?» 81% учащихся ответили положительно.
Конечно, наибольшие возможности для развития креативных способностей представляет дополнительное образование, хотя бы потому, что дети могут выбирать интересные, близкие им темы для творческих работ, юные художники не ограничены во времени, могут рассчитывать на большее внимание со стороны педагога, немаловажно общение с единомышленниками.