Конкурсные работы по творчеству А.И.Солженицына


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Суражский промышленно-аграрный техникум» Подготовил: Значков А.Р. учащийся 5 группы 2 курсаРуководитель:преподаватель русского языка и литературыШевченко В.А. "Не стоит село без праведника" Презентация на тему: А.И Солженицын.,,Матрёнин двор” Солженицын Александр Исаевич(1918 – 2008) «Матрёнин двор» «Матренин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Рассказ «Матренин двор» После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне «Мальцево» Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог только наняться на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. «Матренин двор» «Матренин двор». Солженицын не случайно так назвал свое произведение. Это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Молва идет всесветная,Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески,В чем счастие твое? Молва идет всесветная,Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески,В чем счастие твое? Матрена Васильевна Захарова у своего дома.1956 год Деревня Мальцево Владимирской области Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» «Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Горница Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» ДОМ «Дом … стоял тут же , неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» Окружение Матрёны разновидность вечнозеленых тропических растенийсемейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями Фикусы – «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Высказывания А. И. Солженицына о героине рассказа «Матренин двор» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Сцена из спектакля театра им. Вахтангова по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Вахтанговский «Матрёнин двор» - первая постановка к грядущему 90-летию классика «Матренин двор» Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы ,они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи ,мифов о счастье и законности, «Нисколько в ней не утопая»А.И Солженицын. Анна Ахматова о рассказеА.И Солженицына «Матренин двор» «Удивительная вещь…Это пострашнее «Ивана Денисовича»…Там можно все на культ личности спихнуть, а тут…Ведь это у него Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и в дребезги…» «Мне почти не слышались ее утренние хлопоты» А.И. Солженицын «…На каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое не малое дело…Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест». Героиня рассказа — не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке — Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы. В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую снимал писатель. Молодая, сильная, красивая, Матрена была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит». И такое было: «Раз конь с испугу сани понес в озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила» — рассказывает Матрена. В 1989 году «Матренин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР. Рассказ был напечатан в двух номерах журнала «Огонёк» (1989, № 23, 24) огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия. Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в Первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти Персонажи Игнатич — рассказчик;Матрёна Васильевна Григорьева;Ефим — муж Матрёны (без вести пропавший на войне);Фаддей — старший брат Ефима (бывший возлюбленный Матрёны и глубоко любивший её);«вторая» Матрёна — жена Фаддея;Кира — дочь «второй» Матрёны и Фаддея, приёмная дочь Матрёны Григорьевой;муж Киры, машинист;сыновья Фаддея. Прототипы Рассказ основан на подлинных событиях. Героиню рассказа в реальности звали Матрёной Васильевной Захаровой (1896—1957). События происходили в деревне Мильцево (в рассказе Тальново). В конце 2012 года дом Матрёны Васильевны, в котором предполагалось сделать музей, сгорел. Возможно, что причиной стал поджог. 26 октября 2013 года в воссозданном после пожара доме музей был открыт. Сюжет Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки. Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Кто создаст человечеству единую систему отсчета – для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и для терпимого, как они разграничиваются сегодня? … Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это – литература.А.И. Солженицын