Методическая разработка по истории Мудрецы Древней Греции


Театрализованное представление « Мудрецы Древней Греции»
Автор: учитель МБОУ лицея №1. Г. Учалы. МР Учалинский район Республики Башкортостан Аделгужин Р.А.
5 класс
Цели:
Образовательная – Анализируя духовную и философскую жизнь Древней Греции, научить выявлять главные философские идеи мудрецов Древней Греции.
Развивающая – выявлять причины непонимания жителями Греции философских идей древнегреческих мудрецов;
уметь давать оценку идеям древнегреческой философии с позиции человека XXI века.
Воспитательная– воспитание на гуманистических, нравственных ценностях древнегреческих мудрецов.
Оборудование: мультимедийный проектор, микрофон (для голоса за кадром),
Реквизиты готовят сами учащийся.
Ход представления.
Первое действие: Гомер выходит с поводырями. Он слепой поэт автор поэм «Илиада» и «Одиссея». И читает отрывок из «Одиссеи». Встреча с Сиренами (полуженщин-полуптиц), которые сладкоголосым пением заманивали людей на остров и съедали.
Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же
Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться.
Чудесно пели сирены. Забыл Одиссей о своей родине, о жене и сыне, забыл обо всем. Он стал пытаться разорвать веревки.
Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля
Узы мои развязали; они же с удвоенной силой начали гресть...
Но когда удалился корабль наш и более слышать
Мы не могли уж ни гласа, ни пенья сирен бедоносных,
Верные спутники вынули воск размягченный, которым
Уши я им заклеил, и меня отвязали от мачты.
Второе действие: Выступает Геродот-«отец истории». Он написал книгу «История греко-персидских воин». Читает отрывок о персах.
Главная доблесть персов — мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Ведь главное значение они придают численности. Детей с 5 до 20-летнего возраста они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. До 5-летнего возраста ребенка не показывают отцу: он среди женщин. Это делается для того, чтобы в случае смерти ребенка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчения.Я одобряю этот обычай.
Третье действие: Выступает Гиппократ - «отец медицины».
Участники - Пациент, Врач-шарлатан, Гиппократ.
Гиппократ.
-Ты, что делаешь?
Врач-шарлатан.
-Изгоняю злых духов заклинаниями и заговорами!
Гиппократ.
-Это не «вмешательство духов», а нарушения в теле и лечить надо отварами трав и соблюдать диету.
Врач-шарлатан.
-Еще чего, он беден, и платить ему нечем.
Гиппократ.
-«Настоящий врач не должен думать, богат или беден его пациент, ибо сила, движущая каждым лекарем,- любовь к человеку».
Четвертое действие:
Участники-А. Македонский, свита Александра, Диоген, который жил в бочке и довольствовался самым малым. Когда Александр пришел к нему, старик грелся на солнце.
Александр.
- Я- Александр, царь Македонии, а скоро буду царем мира. Что мне сделать для тебя ? Диоген.
- Отойди в сторону и не заслоняй мне солнце!
Александр.
-Если бы я не был Александром, я хотел бы стать Диогеном!
Пятое действие:
Участники: Царь Египта Птолемей I, телохранители, Евклид – мудрец по геометрии.
Птолемей I:
- Что бы ты предпочел - два целых яблока или четыре половинки?
Евклид:
- Конечно, четыре половинки
Птолемей I:
- А почему, ведь это одно и то же?
Евклид:
- Отнюдь. Выбирая два целых яблока, как я узнаю, червивые они или нет?
Птолемей I:
- Я бы тоже хочу стать таким мудрым как ты, но у меня нет времени на долгое обучение. Нельзя ли ускорить обучение?
Евклид:
- Нет царского пути в геометрии!
Шестое действие:
Участники: Царь Гиерон, телохранители, Архимед. Уже при жизни Архимеда вокруг его имени создавались легенды, поводом для которых служили его поразительные изобретения, производившие ошеломляющее действие на современников. Известен рассказ о том, как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда значительное количество серебра.
Царь Гиерон:
- Архимед, я подозреваю, что моя корона не из чистого золота.
Архимед:
-Хорошо!
Архимед:
- Удельный вес золота известен, но как точно определить объём короны: ведь она неправильной формы! О! Ужас! Надо принять ванну!
Стоп! «Эврика»! Воды вылилось столько, сколько мой объем!
Корона не из чистого золота!
Седьмое действие:
Участники: Сократ, Платон, Аристотель, Аноксагор, Герон, Ксантиппа жена Сократа, гражданин Афин.
Многие собирались вокруг Сократа, чтобы послушать остроумные рассуждения.
Сократ:
-Что скажешь почтенный Анаксагор!
Анаксагор:
-Вселенная движется, звезды и солнце- это не боги, а огромные раскаленные камни.
Сократ:
- Что нового придумал механик Герон?
Герон:
- Я изобрел паровую машину, приводящую в движение кукол в театре.
Забегает гражданин Афин:
-Сократ ты мой враг!
Сократ:
-Враг желает зла?
Гражданин:
-Да! Ты всем рассказываешь о моих недостатках!
Сократ:
-Ты исправляешь свои недостатки и становишься добрее?
Гражданин:
-Да!
Сократ:
-Раз я тебя делаю добрее, значит я
Гражданин:
-Друг!
Платон:
-Я считаю, что мир вещей, в котором живут люди,- это лишь искаженное отражение, и тени люди принимают за реальные вещи.
Аристотель:
-Платон мне друг, но истина дороже! Это не тени, а настоящие вещи, которые можно осмыслить, понять их причины.
Анаксагор:
-Учитель, что скажешь о еде?
Сократ:
-Я ем, чтобы жить, а многие люди живут, чтобы есть!
Герон:
-Учитель вы много знаете?
Сократ:
- Я знаю только то, что я нечего не знаю!
Ксантиппа жена Сократа:
-- Если ты такой умный, как все говорят, то где твои деньги?
Сократ молчит
Ксантиппа жена Сократа:
- Молчишь. Вот тебе (и выливает ведро воды на Сократа)
Гражданин:
-- да зачем она тебе нужна? такая баба?
Сократ:
- вот вы боитесь своей посмертной участи, а я - ничего не боюсь. Великиебоги дали мне такую жену, чтобы живя на Земле я УЖЕ испытал все мукиада. Мне теперь не страшна смерть.
Ксантиппа жена Сократа:
- Ах так! Вот вам всем! (и тряпкой выгоняет всех)
Использованная литература.
1.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981
2.История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б.Митина, П.Ф. Юдина.М.: Инфра-М, 1999
3.Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс:- М.: Просвещение, 2014