ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА


Формирование представлений о здоровом образе жизни учащихся с нарушениями интеллектаНургожин С.Г., Нургожина А.А.,
КГУ «Специальная (коррекционная) школа–интернат №1
для детей с ограниченными возможностями в развитии»,
г.Петропавловск
Республика Казахстан
Реферат
1.Введение
2.Особенности процесса формирования представлений школьников с нарушением интеллектуального развития о здоровом образе жизни
3.Специфика формирования здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
4.Заключение
Список использованных источников
1.Введение
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.
Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодежи в настоящее время. Приведем некоторые факты.
По результатам комплексного социологического исследования, проведенного недавно в Казахстане курят 12% несовершеннолетних, из них 80 % - девочки. Об этом на пресс-конференции, посвященной запуску проекта «Карлыгаш - матери против курения среди несовершеннолетних» в Алматы сообщила президент ОО «Ассоциация деловых женщин Казахстана», руководитель проекта Раушан Сарсембаева. По ее информации 13 - 14 лет - это тот возраст, в котором дети активно включаются в процесс курения». По ее словам, специальных статистических данных по этому вопросу нигде не ведется [5].
Прокуроры приводят и другие цифры: только за 2010 год в Северо-Казахстанской области 427 несовершеннолетним были сделаны медицинские аборты [5].
По сведениям председателя комитета по борьбе с наркобизнесом МВД республики Жаната Сулейменова, в интервью ИА Новости-Казахстан, количество несовершеннолетних наркоманов в Казахстане в 2010 году снизилось в Казахстане на 19 %. На первое июля 2010 года в стране зарегистрировано 51 тысяча 366 потребителей наркотических средств, психотропных и токсических веществ. В сравнении с 2009 годом их количество снизилось на пять тысяч. При этом снижение числа состоящих на учете женщин составило 6,8%, несовершеннолетних - 19,1% [5].
Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. Опросы, проведенные в среде учащихся столицы, обнаружили, что среди девушек доля потребляющих наркотики (10,2% в среднем) не намного ниже, чем среди юношей (14,9% в среднем) [5].
Статистика МВД фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков и алкоголя. Заведующая отделом суицидологии и эпидемиологии республиканского научно-практического центра психиатрии Айгуль Нашкенова отмечает, что в среднем спиртными напитками казахстанцы начинают увлекаться в возрасте 10 - 15 лет [4]. Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% несовершеннолетних в возрасте 14—17 лет [2].
Таким образом, можно говорить о том, что здоровье молодежи Казахстана находится под угрозой. Следовательно, необходимо применять всевозможные меры по формированию здорового образа жизни у молодежи.
2.Особенности процесса формирования представлений школьников с нарушением интеллектуального развития о здоровом образе жизни
Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.
Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего - распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека - началом и концом рабочего дня.
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Каждый человек стремится к полноценной и счастливой жизни. По-моему здоровый образ жизни - и есть основа для такой жизни.
Здоровый образ жизни школьника включает в себя:
а) здоровое, правильное питание;
б) режим дня (соблюдение режима труда и отдыха);
в) организация двигательной активности;
г) соблюдение гигиенических требований;
д) отказ от вредных привычек.
Наиболее важными являются пункты а), в), д):
А. Питание - это основа жизнедеятельности всего организма, если питаться неправильно (есть слишком жирную пищу или «вредную» - чипсы, гамбургеры и т.д.), то вскоре школьник ощутит сонливость, недомогание, покалывание и правом боку, нездоровом цвете кожи, лишних килограммах.
Б. Режим дня, т.е. правильное распределение времени, отводимое на труд и на отдых. После школьных занятий, нужен один час дневного сна - это дает возможность отдохнуть мозгу и прибавляет 2-3 часа бодрого самочувствия на вечерние часы. Затем можно заниматься уже изучением учебного материала, читать литературу и т.д. Вечернее время использовать для физических упражнений, прогулок на свежем воздухе (1 - 1,5 часа). За 1,5 часа до сна - никаких занятий учебой. Это время может быть использовано для гигиенических, водных процедур, спокойной беседы, релаксации [3, с. 102].
Выходные обязательно используются для восстановления сил: активный отдых, выезд на природу, в котором можно совместить - общение с друзьями и легкие физические упражнения: игра в бадминтон, ходьба в лесу, парке, различные спортивные игры, т.е. совместить приятное с полезным. Кроме того, необходимо дать организму как следует выспаться (лечь пораньше).
Распорядок дня должен быть составлен в соответствии с потребностями личности школьника. Одним людям достаточно 5-6 сна (люди энергичные, активно преодолевающие трудности), другим 8-9. а иногда и более (люди с повышенной эмоциональной чувствительностью). Режим дня составляется в соответствии с состоянием здоровья, уровнем работоспособности, личными интересами и склонностями школьников.
В. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, ходьбу (можно просто вверх-вниз по лестнице), вечерние прогулки, походы выходного дня.
Г. Личная гигиена - утренний и вечерний душ, уход за полостью рта, гигиена одежды и обуви, также водные процедуры после физических упражнений, разминок, спортивных игр.
Д. Вредные привычки - им не место в жизни любого человека. Хороший способ от них избавиться - заменить на хорошие:
- алкоголь - на питье соков, воды с ломтиком лимона, минеральной воды, зеленого чая;
- курение - на прогулки на свежем воздухе;
- наркотики - это не привычка - это болезнь, лучше не пробовать вообще, или лечить наркозависимость.
Таким образом, формирование здорового образа жизни школьникам и, в частности, детям с нарушениями интеллекта необходимо для заряда энергией, большей собранности, хорошей коммуникабельности, ощущения своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистического настроя, умения обеспечить свой полноценный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Здоровый образ жизни дает хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, уверенность в своих силах, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной деятельности. 3.Специфика формирования здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта на уроках физической культурыДети с нарушениями интеллектуального развития способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.Картина физического недоразвития детей с нарушением интеллекта весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.
На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения. Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, наоборот, дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита. По данным 15.Козленко Н.А., у детей с нарушением интеллекта наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости [2, с. 22].
Педагогические наблюдения многих исследователей показывают, что дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, у многих из них отмечается относительная мышечная слабость.
В физическом воспитании приходится считаться и с тем, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением интеллекта часто неустойчива, дети легко возбудимы и легко внушаемы.
Плохое понимание, отсутствие воли, нередко агрессивные настроения представляют трудности для установления контакта с ребенком во время игр или выполнения физических упражнений. Недостатки физического развития делают своеобразным и поведение ребенка с нарушением интеллекта во время игр и занятий физкультурой. К тому же, приходя в I класс, дети с нарушением интеллекта не знают в большинстве случаев санитарно-гигиенических норм и правил. Такова картина физического развития ребенка с нарушением интеллекта при его поступлении в специальную коррекционную школу. Однако все это не может быть основанием для того, чтобы сказать, что умственно отсталым делать ничего нельзя. Наоборот, каждому учителю следует еще глубже осознать то значение, которое имеет физическое воспитание в специальной коррекционной школе. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков детей с нарушениями интеллекта.
Цель физического воспитания в коррекционной школе - вырастить здоровое, жизнерадостное поколение.
Данную цель можно достигнуть, решив ряд конкретных задач:
а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;
б) забота о его нормальном физическом развитии;
в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;
г) сообщение учащимся знаний, выработка у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений (различные виды спорта, подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).
д) воспитание моральных и волевых качеств человека.
Все эти задачи тесно взаимосвязаны. Готовя ребенка к труду, нельзя игнорировать задачу укрепления его здоровья, физического развития, развития моральных и волевых качеств.
Задачи физического воспитания, стоящие перед массовой школой, с той же серьезностью ставятся и перед вспомогательной школой. Однако в связи со своеобразием физического воспитания в ней А. Н. Граборов выдвигает и специальные задачи. В частности, он указывает на четыре основные:
а) создание условий для возможности правильного физического развития учащихся;
б) собственно физическое воспитание;
в) коррекция недостатков физического развития;
г) стимуляция физического развития ребенка [1, с. 22].
Нетрудно заметить, что А.Н. Граборов определяет специальные задачи, исходя из общих задач физического воспитания. Первая из них должна решаться всем коллективом учителей и родителями. В специальной коррекционной школе особое внимание надо уделить гигиене проведения занятий по физической культуре в спортзале и на спортивной площадке [1, с. 25].
Гигиена учебного труда - это забота о том, чтобы все помещения специальной коррекционной школы, где находятся учащиеся, отвечали санитарно-гигиеническим нормам, чтобы в них соблюдалась чистота и порядок. Руководители специальных коррекционных школ делает все необходимое, чтобы создать нормальные условия для занятий и отдыха детей.
Наконец, большое значение имеет правильный режим дня, составленный в соответствии с возрастом учащихся. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.
Во время труда и отдыха учителя и воспитатели должны проводить физическое воспитание детей: во-первых, не давать ребенку автоматизировать неправильные движения, учить его целесообразным действиям и пр. Дети с нарушением интеллекта часто горбятся при ходьбе, раскачиваются, слишком сильно размахивают руками. Учитель и воспитатель группы продленного дня (ГПД), вызывая ребенка к доске, сопровождая его в столовую и на прогулку, должны следить за правильностью движений своего воспитанника и, поправляя его, вырабатывать красивую осанку.
Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь учитель и воспитатель ГПД должны помочь ребенку.
Следует помнить и о том, что при неизменном положении тела во время занятий утомление наступает быстрее, учителю в ходе урока надо предусматривать проведение физкультминутки для разрядки напряжения.
Подводя итоги всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что физическому воспитанию ребенка с нарушением интеллекта должны уделять внимание все учителя, что оно должно быть составной частью каждого режимного момента жизни школьника.
Вторая задача - собственно физическое воспитание. А. Н. Граборов считает необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:
А. Зарядковая гимнастика после ночного отдыха, мобилизующая организм на работу.
Б. Физкультминутки на уроке, дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.
В. Систематически проводимые уроки физкультуры, как основной формы физкультурной работы, обеспечивающей как общее физическое развитие учащихся, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.
Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений».
Третья задача - коррекция недостатков физического развития. С давних пор олигофренопедагоги уделяли большое внимание физическому воспитанию как средству коррекции. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» отражаются основные принципы организации физического воспитания детей с умственной отсталостью различной классификации. Например, Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Они пишут: «У ребенка ненормального очень важно уделять столько же внимания физическому воспитанию и воспитанию моральному, сколько и воспитанию интеллектуальному» (Ж.Филипп и П.Бонкур). При этом физическое развитие ребенка они понимали как «введение в воспитание чувств» так как «чувства же, каковы бы они ни были (даже мышечные, наравне со зрительными) дают пищу развитию ума».Ж.Филипп и П.Бонкур считали необходимой применение гимнастики, обеспечивающей гармоничность движений ребенка. Современная физиология указывает, что развитие мускульных координации приводит к развитию интеллекта, так как мышечные движения есть также мозговые возбудители.
Таким образом, Ж. Филипп и П. Бонкур ставили вопрос о том, что путем правильно организованного физического воспитания можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. При этом физическое и сенсорное воспитание Ж. Филипп и П. Бонкур ставили рядом как два идущих параллельно, но взаимно обусловленных процесса.
А.Н. Граборов объясняет это тем, что физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта является одним из средств сенсомоторного воспитания и важным стимулом его психического развития.
«В процессе физкультурных упражнений, многократно повторяющихся идет развитие моторики, моторных дифференцировок. Разлитое возбуждение постепенно переходит в строго дифференцированный импульс, и неоформленная двигательная реакция заменяется дифференцированным целевым актом. Идет совершенствование нервно-мышечного аппарата ребенка, его тренировка. Известно, что через тренированный орган в единицу времени протекает больше крови, чем через нетренированный» [1, с.22]. Таким образом, физкультура повышает питание тканей. Развиваются активные элементы в организме (мышцы), регулируется количество элементов пассивных (жир). Тренированный организм является лучше подготовленным к работе, он скорее втягивается в работу, здесь легче приобретаются определенные умения и навыки.
Упражнение соответствующих мышечных групп, правильное дыхание, работа в определенном темпе благотворно действуют на состояние важнейших органов нашего тела (сердце, легкие, органы пищеварения), оздоровляют его организм, повышают его жизнедеятельность». И дальше: «Каждое гимнастическое упражнение есть собственно упражнение сенсомоторное». В гимнастических упражнениях создаются условия взаимоконтроля сенсорных и моторных механизмов, подчинения движений волевому контролю. Особое значение в сенсорном воспитании имеют физические упражнения в сопровождении музыки, игры с цветоразличением, звуковыми дифференцировками, развивающие пространственные ориентировки ребенка.
Решая задачу коррекции в процессе физического воспитания (лечебная гимнастика, трудотерапия), необходимо осуществлять индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку. Это помогает преодолеть индивидуальные физические недостатки ребенка. Учитель физического воспитания, осуществляя индивидуальный подход к ученику специальной коррекционной школы, обязательно должен работать в контакте с врачом школы, учитывать медикаментозное лечение.
Четвертая задача - стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима работы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы.
Система физического воспитания в специальной коррекционной школе состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультминутки на уроке, гигиенической гимнастики с элементами ритмики на уроках физической культуры, физкультурных мероприятий, предусмотренных режимом дня школы или проводимых во время каникул в загородных и школьных оздоровительных лагерях.
4.Заключение
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в странах СНГ, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение умственно отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребёнка, но и как надёжное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребёнка.
В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познаёт общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.
Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.Чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности уровня физической подготовленности учащихся (физического воспитания).
Список использованных источников
Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб.: Питер, 2013. – 948 с.
Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961.
Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. - Киев, 2012. – 327 с.
Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекционной школы в процессе физического воспитания. - М.: Омега, 2011. – 420 с.
Сарсембаева Р. В Казахстане курят 12% несовершеннолетних. // Диапазон. кz. от 02.09.2010. // http://i-news.kz/news/2010/09/02/2900408.html