Творческий проект «Дари тепло души своей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Верхнелачентау

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
с. Верхнелачентау
_______Г.Ф. Нафикова


Творческий проект
«Дари тепло своей души »
на районный, городской конкурс
социальных инициатив
«Я – гражданин Башкортостана»

(посвящается 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне)

Подготовила: ученица 7 класса Кулакова Зульфия,
организатор культурной жизни пионерской организации «Золотая пчёлка» МБОУ СОШ с. Верхнелачентау.
Руководитель: заместитель директора по ВР Кулакова Лейля Борисовна

2009 – 2010 год
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А. П. Чехов
Не для кого не секрет, что в настоящее время пионерские организации общеобразовательных школ находятся в затруднительном положении из – за сокращения штатов пионервожатых в школах. Но жизнь продолжается, и нам, несмотря на все трудности, необходимо учиться сохранять красивые традиции школьной жизни. Одна из этих традиций – помощь пионерской организации ветеранам войны и труда, забота о них.
Участие на конкурсе социальных инициатив – это представление широкой аудитории результата проектной деятельности пионерской организации «Золотая пчёлка», это обмен опытом работы с активными, деятельными пионерами других школ. Наш проект называется «Дари тепло души своей». Ориентиром проектной деятельности стало празднование в 2010 году 65 – летия Победы в Великой Отечественной войне. Для реализации данной работы мы выбрали проектную линию «Творчество». Исходя из цели и задач районного, городского конкурса социальных инициатив «Я – гражданин Башкортостана», мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Главная цель: через реализацию социального проекта – акции «Дари тепло души своей» подготовить подарки к 65- летию Великой Победы ветеранам войны и труданашего края.
Задачи по реализации проекта:
1.Обсудить возможные формы и методы изготовления подарков и найти единое решение для реализации проекта.
2.Составить план действий, привлечь население и утвердить проект на заседании ДЮО «Озарение».
3.Реализовать и защитить проект.
Воспитательные цели и задачи проекта:
1.Формирование качества гражданина – патриота у пионеров и сельского населения.
2.Реализация чувства благодарности учащихся к ветеранам через творческое дело.
Обучающие цели и задачи проекта:
1.Совершенствование практики реализации социальных проектов.
2.Совершенствование навыков работы с природным материалом.
3.Развитие творческих способностей.
Итак, творческая группа в составе пионеров – активистов Шаяхметовой Дианы, Нурисламовой Ильнары, Габидуллиной Ильмиры, братов Камаловых Ильнара и Линара, Ясавиева Ильнура, Галяутдинова Марселя и Кулаковой Зульфии собралась для обсуждения проблемы проектной деятельности. Каждый пионер предварительно был информирован о теме собрания, поэтому каждый пришел со своей идеей.
Мы, члены пионерской организации, долго не могли прийти к единому решению- какой подарок приготовить. Было предложено изготовить открытки с аппликацией, но мы такие открытки готовим почти ко всем праздничным датам. Шаяхметова Диана предложила подготовить сувениры из соленого теста, и здесь мы сомневались, что сможем довести дело до конца. Изделия из теста нужно правильно сушить, красиво слепить фигуры. Тем более, что при выборе данных вариантов, в нашем творчестве не участвуют взрослые и население
Купить в магазине сувениры и подарить им? Слишком банально! Тем более, хочется вложить в доброе дело свою любовь и глубокую благодарность за мир, в котором мы живем благодаря участникам и ветеранам войны и тыла. Нужно сказать, что пионерия с. Верхнелачентау ежегодно организует акции «Твори добро!» и «Наши добрые дела». В рамках этих акций нами проводятся концерты в школе, изготавливаются открытки к праздничным датам, систематически работает тимуровская команда в составе актива пионеров. Помощь оказывается тем ветеранам войны и труда, у которых нет близких родственников или очень редко приезжают дети и внуки. Этот год – не исключение, тем более, что он - юбилейный для всех россиян и бывших союзных республик, поэтому нам хотелось порадовать наших ветеранов как – то по – особенному. Но как это сделать?
Вот тут – то и пришла на помощь учитель технологии Гариева Лифа Фагитовна. Она раньше была нашей пионервожатой, поэтому мы и сейчас часто обращаемся к ней за поддержкой и советом. Лифа Фагитовна рассказала нам о своей дипломной работе. Оказывается, она прекрасно владеет видом декоративно – прикладного искусства – технологией работы с берестой. Она рассказала много интересного об этом природном материале. Итак, мы остановили свой выбор на одном из видов декоративно – прикладное искусства – художественной обработке бересты. Группой творческих пионеров было принято решение – изготовить картины с применением бересты.
Картина с использованием бересты никогда не испортится, и будет не только радовать глаза, но и оказывать лечебные действия. В журнале «Школа и производство» (№ 2, 2006, стр. 51) Е. А. Маркова пишет: « Она (картина из бересты) успокаивает, снимает головную боль, нервное напряжение. Если картину из бересты – даже самую маленькую, повесить или поставить возле кровати, то сон будет более спокойным и глубоким. А если посидеть перед таким берестяным чудом, то плохое настроение и усталость исчезнут, в доме будет мир и покой». Это как раз то, что нам надо! Так хочется подарить кусочек природной красоты, душевного тепла нашим милым, в большинстве своем одиноким и больным ветеранам! Панно мы должны изготовить в течение месяца и нам придется подключить к работе взрослых, так как мы не располагаем необходимыми финансами и житейским опытом.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.
Цицерон
Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская береза – один из самых распространенных символических образов России.
Однако издревле ее любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении. Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (березовыми дровами топили печи), вылечить (березовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из березовых почек лечат некоторые заболевания). А уж что говорить о знаменитых березовых вениках для бани! Из березы изготавливали посуду и другие предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба и др. Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты). На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами. Береста (верхний слой коры березы) – прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, хорошо поддающийся обработке. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и остается гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги. Береста прекрасно сочетается в художественных поделках с другими природными материалами.
С давних времен известна долговечность бересты, ее устойчивость к гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в доме всегда было сухо. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки, а в берестяных туесах молоко даже в жару оставалось холодным. А кто не знает берестяные грамоты, дошедшие до нас из глубины веков?
Мы узнали, что работа берестой играет существенную роль в нашем духовном развитии, в эстетическом и трудовом воспитании. Занятия с берестой отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию. Мы на своем опыте убедились, что успехи в творчестве и искусстве рождают уверенность в своих силах. Они помогают преодолевать барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности.
Итак, предмет нашего исследования – изготовление берестяных изделий.
Гипотеза: если мы научимся работать с берестой, одним из видов декоративно-прикладного искусства, то мы:
- научимся видеть красоту;
- научимся выделять главное, анализировать, принимать самостоятельные решения; работать в коллектив;
- научимся сохранять и выявлять природную красоту материала;
- научимся оценивать эстетическое качество своего труда и труда своего товарища, и, самое главное,
- сможем порадовать пожилых людей, подарить душевное тепло, не ожидая взамен ничего.

Итак, мы имеем оригинальную идею, группу активных и творчески настроенных пионеров, месяц на реализацию проектной деятельности и изготовление нескольких экземпляров для демонстрации. Теперь необходима поддержка взрослых людей. Кто же будет вовлечен в проектную деятельность?




Каждая группа вносит в творческую лабораторию свою лепту. Родительский актив помогает при изготовлении материала и основы, учителя технологии – при работе в школьной мастерской, учитель рисования – при создании композиции, учитель русского языка и литературы – при оформлении проектной документации. Мастера – плотники села Латыпов Анфис и Нурисламов Ильсур готовят рамы для панно, администрация занимается финансовыми вопросами, работники лесного хозяйства помогают при сборе рабочего материала. Основной работой по изготовлению самих аппликаций будем заниматься мы, пионеры «Золотой пчелки».
Прежде чем приступить к работе, творческая группа проходит тщательный инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами под руководством учителя технологии Гариевой Л. Ф. и Кулаковой Л. Б..
С самого начала мы решили выбрать себе двух руководителей. Один из них должен руководить практической частью проекта, другой – теоретической. Нашими руководителями стали: по практической части – учитель технологии Гариева Л. Ф. , по теоретической части – заместитель директора по воспитательной работе Кулакова Л. Б.
Кроме этого, нам понадобилась помощь родителей для сбора рабочего материала – бересты, мастеров – плотников - для изготовления рамы панно. Для финансирования проекта мы обратились за помощью к председателю сельского совета Гарееву Фидирату Ахнафовичу. Он дал слово обеспечить наш проект необходимыми инструментами и материалами. Мы живем в такой век, когда слова должны быть подкреплены не только делом, но и документом. В деле документоведения в школе самый грамотный человек – это директор школы. Ведь именно он пишет письма в различные инстанции, сотрудничает с организациями, составляет договоры и контракты. Именно поэтому мы обратились за поддержкой к Габиде Фатиховне Нафиковой. Она написала письмо на имя главы администрации сельского совета с. Верхнелачентау Гареева Ф. А. с просьбой спонсировать проектную деятельность нашей пионерской организации и указала в письме экономические расчеты проекта. Глава администрации письменно дал согласие финансировать проект «Дари тепло души своей» и кроме этого предоставил пионерам точный список ветеранов сельского совета с. Верхнелачентау и прилегающей к ней территории.
Теперь нам необходим план дальнейших работ. План мы делим на две основные части: теоретическую и практическую.
План основных действий по реализации практической части проекта


Деятельность по проекту
Время реализации

1
Подготовка бересты, сбор материала.
10- 16 ноября

2
Сушка и хранение материала.
В течение всего периода работы с берестой

3
Подготовка основы.
23- 28 ноября.

4
Выполнение изображения панно на бумаге.
1 неделя декабря.

5
Изготовление цветов.
1- 10 декабря

6
Оформление в раму.
11- 14 декабря


План основных действий по реализации теоретической части проекта


Деятельность по проекту
Ответственные

1
Изучение литературы, сбор теоретического материала. Выбор темы творческого дела.
Творческий актив пионеров

2
Составление плана деятельности. Подготовка проектной документации.
Кулакова З. С. И Кулакова Л. Б.

3
Утверждение проекта на заседании ДЮО «Озарение».
Директор ДЮО «Озарение» и директор школы Нафикова Г. Ф.

4
Сбор фотоматериалов к проекту.
Галяутдинов М. Т., Кулакова З. С.

5
Оформление проекта.
Кулакова З. С. И Кулакова Л. Б.

6
Защита проекта на ученическом совете.
Галяутдинов М. Т., Кулакова З. С.


Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу- разве это не прекрасно!
Конфуций
Внешние границы проекта обозначены, нам необходимо подумать о внутренних ресурсах. Теперь нам потребуется изучить много информации по проблеме проекта. В этом нам поможет художественная и научно – популярная литература, журналы по технологии, интернет – ресурсы. Первый этап по теоретической части - сбор интересных материалов, рисунков, схем. В ходе работы над литературой мы узнали много нового и полезного для проекта.
Во – первых, что такое береста? Береста – один из самых поэтических материалов народного декоративно – прикладного искусства. Даёт нам её берёза – одна из самых любимых на Руси деревьев. Поэтому одной из первостепенных задач является бережное отношение к природе и к березе в частности. Во – вторых, мы уже знаем, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев или с сухостоя. Снятие коры с растущего дерева ведет его к гибели.
Прежде чем начать заготовку бересты, мы связались с работниками лесного хозяйства для уточнения участка и сроков предстоящей плановой рубки леса. Гариев Ильшат Фанузович – работник лесного хозяйства, помог нам в организации сбора бересты. Он выделил для сбора бересты участок № В заготовке рабочего материала участвовали родители: Нурисламов И. Ф., Кулаков С. В., Шаяхметов В. А., Гариев И. Ф., Зарипов А. Ф., Саетов И. С.





Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Ф. М. Достоевский

Для работы береста берется, как мы уже сказали, только с мертвых деревьев – поваленных, свежеспиленных, сухостоя. В нашем случае это – свежеспиленная береза с лесозаготовок. Легче и чище снимается кора во влажную погоду. Сняв бересту, её прежде всего надо очистить от камбия - подкорочного слоя. Делали мы это в лесу, чтобы не мусорить в школе и не принести в жилое помещение личинок жуков – короедов. Дома бересту просушили, так как сырая, она плохо клеится. На сушку бересты у нас ушло несколько дней. Большие куски мы расправили, положили друг на друга и сушили под прессом, чтобы они не сворачивались, а маленькие – просто разложили по одному. Непосредственно для работы над панно бересту надо рассортировать по цвету, размеру и толщине пластины. Береста, снятая со старой и толстой березы имеет много слоев, а с давно упавшей березы можно получить бересту разной окраски. В своей работе мы использовали всякую, какую нам удалось добыть. Это обогащает палитру панно. Для хранения бересты мы принесли с магазина пустые картонные коробки. В них береста хранится лучше всего, так как береста должна «дышать». Материал к работе готов. Следующий этап работы – это подготовка основы. Для основы мы использовали картон. Картон желательно должен быть средней толщины. Мы использовали готовый, покупной картон белого цвета средней толщины. Прежде чем начать работу, нужно определиться с выбором расположения аппликации – горизонтального или вертикального. На основе делаем метки, где будут находиться элементы композиции. Сейчас можно приступать к выполнению изображения панно на бумаге. Идею для композиции мы взяли из журнала «Школа и производство» (№ 7, 2003, стр. 27). Так как многие ветераны нашего края – бабушки, мы решили составить композиции из цветов, чтобы они могли радовать наших любимых ветеранов пышностью цветения и напоминали им победную весну 1945 года. Идея проекта – дарить тепло души победителям страшной войны. Нам хочется, чтобы ветераны знали о нашем глубоком уважении к ним. Нам хочется подарить им частичку своей душевной теплоты, удивить умением передать красоту через искусство. Нам хочется, чтоб с получением наших оригинальных подарков, в глазах ветеранов появилась искорка счастья и гордости за достойную смену. А ещё хочется, чтобы эти картины лечили их душевную боль, освобождали от тяжелых воспоминаний о войне. Мы как – то слышали по телевизору, как один ученый говорил, что всё на земле имеет память. Если это правда, то наши подарки обязательно принесут добро и мир в дом ветерана.
Чтобы проект не оказался провальным, нам необходимо произвести экономические расчеты. Расчеты выглядят следующим образом:

№ п/п
Наименование используемых материалов
Цена/ руб
Расход материала на изделия
Затраты на материалы
(руб)

1.
Клей «Момент»
30-00
1 шт.
30-00

2.
Клей ПВА
13-00
2 шт.
26-00

3.
Лак
60-00
1 шт.
60-00

4.
Картон белый
20 -00
1уп.
20-00

5.
Кисти в наборе
15-00
1 шт.
15- 00


Итого:


151-00


Себестоимость панно - 151 рубль. В себестоимость мы включили те материалы, которые купили в магазине. Остальной материал: рамки, бересту мы изготовили своими силами и при помощи взрослых. Инструменты мы принесли из дома. Для работы нам понадобились следующие инструменты и материалы: резаки, кусачки, ножницы, ластик, простой карандаш, белый лист бумаги, клей ПВА, клей «Момент», картон и лак. Несколько слов об инструментах и материалах.
Инструменты для заготовки и обработки бересты
Береста очень легко поддается обработке, поэтому особенно сложных инструментов нам не понадобилось. Некоторые из этих инструментов есть в каждом доме: нож и ножницы, кусачки и плоскогубцы, канцелярские скрепки, циркуль, линейка, шило. Часть инструментов и приспособлений можно изготовить самим: шаблоны, гладкую деревянную дощечку и др.
Основной инструмент резьбы по бересте – резак, узкий и хорошо отточенный на одну сторону и длинной рукояткой. Очень удобны небольшие канцелярские резачки для бумаги с выдвигающимся лезвием, которые не затачивают, как у обыкновенного резака, а по мере надобности отламывают плоскогубцами или другим инструментом. Канцелярские резачки совершенно безопасны, и пользоваться ими могут даже дети.
Шило, притупленное и отшлифованное, чтобы оно не царапало материал. Шило потребуется там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию.
Для всех видов обработки бересты необходимо иметь ножницы среднего размера. Ножницы с зубчатыми рабочими поверхностями пригодятся для обработки контуров деталей архитектурных сооружений, элементов отделки.
Клей «Момент» для склеивания берестяной полоски с вырезанным орнаментом на изделие.
Лучший клей – это ПВА. После высыхания он образует прозрачную пленку, которая помогает скрыть некоторые погрешности, возможные при наклеивании элементов аппликации на фон. К тому же клей ПВА необыкновенно стоек и предназначен именно для склеивания бумаги и дерева.
Подрезная доска из липы или осины, на которой выполняют резьбу.
Линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка.
Карандаш для нанесения рисунка на бересту.
Картон используют для подкладки под фон. Он может быть разной толщины: для небольших и миниатюрных художественных изделий – чуть толще листа ватмана, для больших – крепкий и плотный.
Пинцет. Для того чтобы взять мелкий элемент аппликации. Необходим пинцет. Как правило, используют небольшой медицинский пинцет с острыми губками.

Мы еще не имеем большого опыта работы с берестой, поэтому выбрали для работы наиболее простую, но эффектную технику использования бересты. Это – аппликация.
Аппликация – вид изобразительной техники, включающий в себя вырезание различных форм и закрепление их на другом материале – так называемом фоне. В технике аппликации создаются декоративные и художественные произведения из самых различных материалов.
Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато - коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эту особенность бересты мы использовали при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.
Технология выполнения аппликация такая же, как и при работе с бумагой:
1. Выбор эскиза.
2.Заготовка деталей.
3.Составление композиции на фоне.
4.Закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне.
5.Сушка под грузом.
Осваивать технологию изготовления аппликации мы начали с простого цветка. Она состоит из следующих этапов:
бересту разрезают на полоски, волокна которых должны располагаться вдоль, иначе заготовка становится ломкой;
полоску разрезают на одинаковые квадраты или прямоугольники;
верхние углы квадрата скругляют, а нижние – срезают;
для придания лепесткам объема их надо выгнуть руками или с помощью ножниц. При этом надо проследить, чтобы чистая и светлая сторона бересты была лицевой.
Такая технология изготовления позволяет работать практически без отходов, вырезая лепестки одинаковые по ширине, а главное по высоте, от чего зависит красота будущего цветка.
Кроме бересты при работе мы использовали шишки лиственницы и сосны. К счастью, в наших краях эти деревья не редкость. Шишку держат за ножку так, чтобы чешуйки смотрели вверх. Как можно ближе к ее верхушке вставляют лепестки. Собрав цветок, вынимают по очереди каждый из лепестков, обильно смазывают его клеем и возвращают на место.
На заметку! Удобнее поместить небольшое количество клея в плоскую невысокую емкость. Можно использовать ячейки от конфет ассорти или зефира – их после окончания работы можно просто выкинуть. Можно использовать для этих целей и крышки от банок. Для высыхания цветок не кладут, а ставят в банку проволокой вниз.
Листья изготавливают из кусочков бересты такой же толщины, что и для лепестков или еще тоньше.
Для этого бересту разрезают на квадраты поперек волокон, а квадраты по диагонали на треугольники. Рисуют на кальке лист, проводят среднюю линию и жилки, наклеивают на него треугольник из бересты так, чтобы его диагональ совпадала со средней линией, а волокна с жилками. Следующий треугольник наклеивают на вторую сторону рисунка листа симметрично первому. Зубчики нарезают отдельно на каждой стороне листа или складывают его пополам по средней линии и вырезают их, делая симметричными.
Для изготовления веточки из тонких листочков бересты вдоль волокон вырезают полумесяцы. С выгнутой стороны их делают надрезы под острым углом на расстоянии 1 – 2 мм друг от друга по всей длине веточки.
Травку вырезают из бересты в форме удлиненного листа с продольным расположением волокон. Надрезы и срезы делают так же, как и на веточке, только с двух сторон.
Композицию из готовых цветков, листков и веточек наклеивают на основу из листа ДВП или ДСП.
При составлении композиции надо следить, чтобы она была гармонична. Для этого всю поверхность изделия мысленно делят на три части. Внизу размещают крупные листья и цветы, в середине – средние, а наверху – мелкие, оставляя воздушное пространство. После этого композиция дополняется травкой и веточками.
Каждый ее элемент, начиная снизу, берут пинцетом или рукой, переворачивают и смазывают клеем, а затем приклеивают на намеченное место. Обратную сторону цветов (ножку шишки) предварительно срезают кусачками. На рисунках представлено несколько растений разной конфигурации: стебельки, листья.
Сделать все это не сложно. Хорошо очищенную бересту (толщиной 1 мм) необходимо хорошо распарить, вырезать нужную конфигурацию и с помощью ножа с тупым концом придать лепестку или листу необходимую вогнутую или выпуклую форму. (Рис.1). Стебелек просто приклеивается к тыльной стороне листа клеем ПВА или клеем «Момент».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2



Технология изготовления аппликации «Цветы».
Разберем бересту по цвету.
Для изготовления цветов бересту разрезаем на полоски, волокна которых должны располагаться вдоль, иначе заготовка становится ломкой.
Полоски разрезаем на одинаковые квадраты или прямоугольники.
Верхние углы скругляем.
Переведем каждую часть цветов, листьев на кальку отдельно.
Заклеим все переведенные на кальку части берестой (в соответствии с направлением и цветом).
Вырежем по контуру детали.
Сложим из деталей цветы, листочки.
Аппликацию из готовых цветков, листочков наклеиваем на основу из картона.
Сушим под грузом.
Самостоятельно по шаблону вырежем ножом, ножницами лепестки и листья, в соответствии с направлением и цветом.

Рис.1
Наклеим на кальку каждую деталь отдельно. Вырежем из картона прямоугольник 20х14 см. Разложим на него детали. Сначала приклеим листочки (рис.1), веточки (рис.2), лепестки (рис.3) и потом сердцевину.


Рис 2 Рис.3
Что же у нас получилось?

Картины мы изготовим для каждого ветерана отдельно. Все они будут отличаться друг от другой композицией. На сегодняшний день нами подготовлено 3 картины и предстоит изготовить ещё три таких работ. В ходе работы оказалось, что работа с берестой увлекает, хочется быстрее закончить все дела и убежать в школу, где мы вместе собираемся и готовим подарки к юбилею Великой Победы. Но самое главное, мы старались, чтобы каждая работа пришлась по душе ветеранам, чтоб они испытали радость, почувствовали себя нужными. Мы искренне хотим, чтобы наши ветераны прожили оставшиеся годы в мирной стране, чтобы больше не было войны, а была лишь красота.
Сначала мы работали над простой аппликацией, но когда руки привыкли к материалу, хотелось попробовать силы в объемной аппликации. Так у нас были созданы представленные в проекте работы.
Как изготовить простую аппликацию «Утенок»?
Маленький утенок - морячок вышел на прогулку. Под лапками у него травка, растут цветы. Утенок и цветы сделаны из светлой бересты, а клюв, лапки, хвостик и травки – из бересты темного оттенка. Тельняшка – чередуется светлый тон с темным. Технология изготовления аппликации.
Переведем аппликацию на кальку, указав стрелочками направление расположения деталей.
Раскладываем бересту по цвету.
Вырезаем по шаблону каждую деталь по контуру.
Наклеиваем на фон сначала туловище, потом крылья, клюв, лапки, щелку, голову, бескозырку, тельняшку. Вырезаем глаз, бровь и приклеиваем. Приклеиваем цветы и травки.
Рис.1
Вырезаем с помощью резака, ножницы каждую деталь по контуру в соответствии с направлением и цветом.
Вырежем из картона прямоугольник 20 х 28 см. Разложим на него детали. Из образцов с приклеенной темной берестой вырежем кружок для глаза.
Сначала приклеим туловище (рис.1), крылья (рис.2).

Рис.2 Рис.3

Рис.4 Рис.5
Наклеим на место клюв (рис.4), лапки, хвостик, чёлку (рис.5).


Рис.6 Рис.7
Приклеим голову (рис.6). Глаз, брови, подвигаем его и клеим. Приклеим бескозырку, полоски тельняшки (рис.7). Приклеим травку, лепестки цветов (рис.8).

рис.8.
Оформляем изделие (рис.9). Положим аппликацию под пресс.

Рис.9
Успешное достижение цели во многом зависит от четкой организации творческого процесса и выполнения правил внутреннего распорядка. Поэтому перед началом работы не забудьте пройти инструктаж по технике безопасности.
Строго соблюдайте и выполняйте инструкции руководителя.
Соблюдайте требования пожарной безопасности.
Носите режущие и колющие инструмента обязательно в зачехленном виде, заточку инструмента пусть лучше производит руководитель.
Применяйте инструменты только по назначению.
Помните, вынос инструмента из кабинета запрещен.
Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке. Инструменты располагайте каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски. При художественной обработке материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко инструмент берется не глядя, а если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из ритма, но и может получить травму.
В случае получения травмы или пореза обратитесь за помощью к руководителю. Руководитель окажет первую помощь.
Заключение
Данный проект «Дари тепло своей души» актуален тем, что в настоящее время уделяется мало внимания ветеранам войны и работникам тыла. Их с каждым годом становится все меньше и меньше, и всё больше нуждаются они в нашей поддержке и заботе. Задача пионеров нового века – своевременная организация поддержки ветеранам, забота об их здоровье и благополучии по мере физических сил, творческих способностей и материальных возможностей. Мы не в состоянии купить им дом со всеми удобствами, машину последней модели Да вряд ли они ждут именно этого. Они обделены вниманием, многие перестали доверять пионерам, не всегда пускают во двор, не общаются с нами. Данный проект – попытка установить доверительные, добрые отношения с ветеранами войны и труда.
Кроме этого, работая над проектом, мы изучили историю развития техники обработки бересты. В данной работе приведены планы, схемы, пошаговые инструкции, позволяющие введение этого проекта в практическое применение на кружковых занятиях в школах или применение в творчестве пионерских организаций.
Творческий характер социального проекта носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести общие трудовые, специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки в области художественно- технической деятельности.
Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое нами в процессе труда, вызывает желание вновь испытать чувство радости от этого процесса и результатов.
Нам удалось успешно использовать проектный метод и привлечь к работе население в лице работников лесного хозяйства, родителей, администрации сельского совета, мастеров своего дела и творческих учителей. Кроме этого, произошли изменения качества жизни участников проекта. Мы пришли к пониманию того, что быть благодарным за мир – значит, быть гражданином своей страны. Мы прикоснулись к тонкому миру доброты, постепенно мы учимся быть внимательными к близким. Не это ли самое главное для истинного пионера Башкортостана? Ведь мы готовы подарить частичку душевной теплоты нашим любимым ветеранам к 65 – летию победы в Великой Отечественной войне.
































Литература

1.Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах М., 1979.
2.Василенко В.М. Народное искусство М., 1974.
3.Газарян С.С. и др. Прекрасное - своими руками. М., 1979.
4. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. М.,1984.
5. Тарановская Н.И. и др. Маленькие чудеса. Л., 1981.
6.Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. М., 1985.
7.Народные художественные промыслы России: Альбом / сост. П.И.Уткин. М.,1984.
8.Советское декоративное искусство 1917 – 1945 гг./ под ред. В.П.Толстого. М., 1984.
9.Новикова С.Н. Программа кружка «Работа с берестой» // Школа и производство 1990-№ 12-с. 79.
10.Новоселов А.С. Выжигание по бересте.//Сельская школа – 2006 -№ 5 с.61.
11.Новоселов А.С. Чудо – береста в кружке «Умелые руки» //Сельская школа – 2006- № 1 – с. 64.
12. Новоселов А.С. Чудо – береста в кружке «Умелые руки» //Сельская школа – 2006- № 2 – с. 53.
13. Новоселов А.С. Чудо – береста в кружке «Умелые руки» //Сельская школа – 2005- № 5 – с. 54.
14. Кочев М.С. Секреты бересты. – М.: Профиздат, 2005.
15. Новоселов А.С. Резьба по бересте. // Сельская школа 2005 - № 6 – с.54.
16. Маркова Е.А. Поделки из бересты. // Школа и производство – 2006 - № 2 – с. 45.
17.Тулупова Е.А. Объемная аппликация из бересты. // Школа и производство – 2003 - № 7 с. 24.
18. Материалы с интернета.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Схема 1 Заголовок 1 Заголовок 215