Сценарий Пока я помню, я живу


Литературно- музыкальная композиция
« Я, помню ,значит я живу»
«Нельзя научиться любить живых,
если не умеешь хранить память о павших».
Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.
Цели: воспитывать патриотизм; формировать чувство сопричастности к истории своей страны, своей малой Родины; формировать нравственные ориентиры.
Задачи:
познакомить учащихся с трагической страницей нашей истории - Великой Отечественной войной
воспитывать уважение к ветеранам войны;
прививать интерес к событиям истории, о которых нельзя забывать
познакомить с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла.
Участники: дети в возрасте от 12 до 16 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
 Оформление зала:
Зал празднично украшен — используются стенгазеты, рисунки детей о войне. Сцена оформлена соответственно данному празднику. Звучит музыка, песни военных лет. Ветеранов встречают учащиеся и проводят в зал, усаживают на места, дарят поздравительные открытки.
Ход мероприятия:
( Играет духовой оркестр ,выходит девушка-ведущая)
(Слайд №1 : Довоенный городок)
Вед.: Я недавно смотрела фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память во век не убить,Лебеда – их еда и землянка – их кров,А мечта до победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
А как же всё начиналось?
( Звучит голос Левитана : « Объявление о начале войны»)
( Слайд№2: « Родина-мать зовёт»на фоне песни « Священная война»)
( Выходит юноша в солдатской форме:
Ю :Грустные ивы склонились к пруду,Месяц плывёт над рекой,Я у границы, стоял на постуЧёрные тени в тумане росли,Туча на небе темна,Первый снаряд разорвался вдали -Так для меня начиналась война.
У каждого была своя дорога на фронт, но цель одна - защищать Родину.(Выходит девушка ,слайд №3 : Вереница солдат уходящих на фронт)
Д: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы... И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Вед: 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит “новый немецкий порядок”.
( Слайд №4: Карта ,где показано, что фашисты подошли к Москве)
Ю: Уже вблизи его войскаГремят броней стальною,Уже видна ему МоскваС кремлевскою стеною.И воют бомбы не впервойНад славным городом МосквойИ над Москвой-рекою.
Д:Уже слова: «Моя Москва»По-русски враг разучивал.Нет, ты возьми ее сперва,Потом усы покручивай.
То был такой великий бой,Что нет к нему присловья.Стоял противник под Москвой, Горело Подмосковье.Ю Но вот он враг. За ним давноКалуга, Клин, БородиноИ волжское верховье… Вед. Немецкие войска сосредоточили главные танковые дивизии на подступах к Москве. Им как можно быстрей необходимо было прорваться в город. И тогда оставшиеся в живых 28 бойцов старшины Клочкова, Панфиловской дивизии, полегли на смерть, но не пропустили врага к Москве.
( Слайд №5: Фото 28 бойцов Клочкова)Д:Врага отбросила Москва,И спасена Россия!А враг ее и всех людей-Ни перед кем, а перед нейПодался вспять впервые.
Вед:  Успех этот был бесспорным и чрезвычайно важным, а его значение вышло далеко за рамки чисто военной задачи. Ведь именно под Москвой немцы не только утратили стратегическую инициативу и познали горечь поражения, но – и это главное – проиграли свою «молниеносную войну». Крах стратегии блицкрига поставил III рейх перед перспективой длительной, затяжной войны, а к ней Германия была не готова.
( Слайд № 6 Фото « Солдатские письма»)
Ю:Шли солдаты на Запад,По дорогам войны,Выпадал среди залпов, Может час тишины.И тогда на привале,Опустившись в окоп,Люди письма писалиТем, кто был так далёк!
(Дети исполняют танец под музыку песни А. Новикова “Смуглянка”.)
( Слайд № 7Фото «Карта окружения города Ленинграда»)
Д: На Ленинград обхватом с трех сторон
                 Шел Гитлер силой сорока дивизий.
                  Бомбил. Он артиллерию приблизил,
                   Но не поколебал ни на микрон,
                   Не приостановил ни на мгновенье
                   Он сердца ленинградского биенье.
                  И, видя это, разъяренный враг,
                  Предполагавший город взять с разбега,
                  Казалось, испытанных стратегов
                  Призвал на помощь: Мороз и Мрак,
                  И те пришли, готовые к победам,
                  А третий, Голод, шел за ними следом.
                                              Поэма «Пулковский меридиан». (В. Инбер)
       Вед:  Фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 287 тысяч человек. Началась 871-дневная блокада города на Неве.
( Слайд 8: Фото блокадного Ленинграда)
Сценка.
Старшая сестра и маленькая в ожидании матери. Маленькая сестра, кутаясь в шаль, играет в куклы, старшая штопает одежду.
Младшая
Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Старшая сестра:.
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное, фашисты далеко.
Да и кому в стране легко?
Маленькая:
А помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Старшая:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травить!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Маленькая:
А вот и мамины шаги слышны!
Старшая (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Вед. Но город жил, боролся, работали заводы, изготавливали снаряды, строчили швейные машинки, обеспечивая солдат обмундированием. Многие детские сады и школы были переоборудованы в госпитали. Ученики, обойдя близлежащие дома, собрали для воинов посуду, около ста тысяч книг. Ребята, шатаясь от голода, старались продолжать учёбу. Но не всем это удавалось.
Ю:  Девочка руки протянула
И головой-
На край стола.
Сначала думали-
Уснула,
А оказалось_
Умерла…
Никто
Не оборонил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья-
После похорон.
«В школе». (Юрий Воронин)
(Подростки исполняют песню о блокадном Ленинграде)
( Слайд №9 Фото « Труд в тылу»)
Вед. Матери, жёны, сёстры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как они не совместимы…
Вед.: Известный советский писатель Илья Эренбург писал в годы войны :« Сибирь всё дала Родине: хлеб и золото ,учёных и рабочих. Теперь Сибирь дает родине лучших бойцов, мужество ,сибирскую верность.»Исторический факт: именно свежие сибирские дивизии, переброшенные в критический момент битвы за Москву ,не только отстояли столицу ,но и нанесли первое поражение немцам. Многие ялуторовчане участвовали в этих сражениях.
(Слайд №10,11,12,13 фото ялуторовских героев войны.)Д:Эвакуации тоскливый ад- В Сибирь я вместо армии попала. Ялуторовский райвоенкомат- В тот городок я топала по шпалам. Брела пешком из доброго села, Что нас, детей и женщин ,приютило . Метель осатанелая мела ,и ветер хвастал ураганной силой. Вед: Это строки из стихотворения известной поэтессы войны Юлии Друниной .Она шагнула на фронт и в литературу с порога Ялутровского военкомата. О том , что такое война , Юля узнала намного раньше ,когда вместе с родителями жила в Москве. Вскоре семья Друниных эвакуировалась в Сибирь . Друнина не оставляла надежды попасть на фронт. Тяготила работа кассиром на молокозаводе , потом – на лесозаготовках . Отучилась на курсах медсестер военного времени. «Работа была адской, жизнь -голодной и тоскливой» Вспоминала она позднее.Д: Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты ,в санитарный взвод…Я только раз видала рукопашный.Раз- наяву и сотни раз во сне.Кто говорит ,что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне.
( Слайд № 14 фото Юлии Друниной в военной форме)Вед: Ялуторовцы помогали фронту еще и тем ,что приютили многих осиротевших детей. В 1943 году детский дом перевели из деревни Одиной в город и разместили в здании на углу улиц Свободы и Новикова. Это задние было известно, как первая в Сибири школа для девочек. В 1945 году здесь находилось 167 детей.
( Слайд № 15 фото Школы для девочек)Вед:Все предприятия города помогали фронту как могли лесозавод перешел на двухсменный режим работы с 10-часовым рабочим днем. Работали в основном женщины, подростки и старики. Они выпускали аэродромные катки, ящики для боеприпасов ,лопаты ,шпалы.
( Слайд 16,17,18, фото Лесозавода, Молокозавода, Мельзавод, артели «Швейник»)Молокозавод в военное время выпускал различную продукцию, которая шла главным образом на снабжение госпиталей.На выпуск нетрадиционных сортов продукции перешел мельзавод. Меньше стали делать пшеничной муки, зато увеличили производство обойной и овсяной. Оборонные заказы выполняли и другие предприятия города и района. Стеклозавод «Коммунар» выпускал ламповое, фонарное , оконное стекло. Производственная артель «Швейник» выполняла военные заказы. Работать приходилось в адских условиях. Стояли ножные швейные машинки. Свет давали керосиновые лампы. Утюги были весом 7-10кг, которые нагревались на печных плитах.
Про тружениц тыла и детей сложено много стихов и песен .
Ю: …Хоть в тылу , но небыли мы штатскими,
Нас тянуло к фронту – воевать. С гордостью мы пуговки солдатские
Помогали мамам пришивать .
Это было в городе Ялуторовске,
Год сорок второй закончил круг ,-
Старшина шинели на «полуторку»
Принимал из тёплых женских рук .
( Выступление девушек на фоне слов стихотворения и музыки со свечами )
1вед. В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти
Женщинам грозных военных лет довелось спасать мир.
Вед. Сегодня у нас в гостях интересные, уважаемые люди, которые отдали своей работе долгие годы. От вас потребовалось много терпения, внимания, чуткости, доброты и отзывчивости. Вы трудились не жалея и не щадя себя, не беря ничего взамен. А только отдавая. Как вас хватало на всё! Вот они наши труженики и труженицы:
(ведущий перечисляет всех тружеников тыла)
Вед. Слово предоставляется----------------------------------------------------------------------
Ведущий 1. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях.
Диана
…Да разве об этом расскажешьВ какие ты годы жила!Какая безмерная тяжестьНа женские плечи легла!В то утро простился с тобоюТвой муж, или брат, или сын,И ты со своею судьбоюОсталась один на один.Один на один со слезами,С нежатыми в поле хлебамиТы встретила эту войну.И всё – без конца и без счёта –  Печали, труды и заботыПришлись на тебя на одну.
(Видеоролик « Освобождённые города»)
Вед. Наша славная армия не только прогнала врага со своей земли, но и освободила и другие страны.
Ю: Скольким детям возвратили детство.Подарили радость и веснуРядовые Армии СоветскойЛюди, победившие войну!
ВЕД: “Апрель 1945 года. Советская армия – у стен Берлина. Как ждал этого часа наш народ, какую ненависть к фашизму пронесли наши солдаты по длинным военным дорогам. Штурмовать Берлин! Это событие было почётным для воинов, за плечами которых остались тысячи километров фронтовых дорог. Наши солдаты и офицеры испытывали чувство гордости оттого, что дошли до фашистского логова”.
Д: И в Берлине в праздничную дату Был воздвигнут, чтобы стоять в веках,Памятник Советскому солдату С девочкой, спасенной на руках.
( Слайд № 19 Фото памятника Советскому солдату»)
(На фоне видеозаписи хроники штурма Берлина звучит рассказ учащегося:
“На рассвете 16 апреля 1945 года после артиллерийской подготовки при свете мощных прожекторов, ослепивших немецких солдат, наши войска начали наступление на Берлин. 25 апреля город был окружён. Начался штурм.
Наша армия пробивалась к центру города, ломая отчаянное сопротивление отборных гитлеровских войск. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. Много наших солдат погибло в Берлине. Много немцев сдавалось в плен. Чувствуя своё безвыходное положение, они бросали оружие и кричали: “Гитлер – капут, русиш – победа!”…
Оплот фашизма – рейхстаг пал 1 мая. Над его куполом наши бойцы водрузили Красное знамя Победы.
( Слайд № 20 фото с водружением флага над Рейхстагом).
Вед: Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. Минутой молчанья почтим память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
( Слайд № 21звук биения сердца и видеоролик о знамёнах немцев у стен Кремля , )
Не плачьте!В горле сдержите стоны,горькие стоны.Память павших будем достойны!Вечно достойны!Хлебом и песней, мечтой и стихами,жизнью просторной,каждой секундой,каждым дыханиембудьте достойны!Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните!Какой ценой завоевано счастье, – Пожалуйста, помните!
( Минута молчания и звук метронома)
( Выходят девочка и мальчик первоклассники под музыку
« Пусть всегда будет солнце», слайд№ 22 со словом спасибо на фоне нарисованного солнца)
Д:Спасибо героям,
Спасибо солдатам,Что МИР подарили, Тогда - в сорок пятом !!!М:Вы кровью и потомДобыли ПОБЕДУ.Вы молоды были,Сейчас - уже дедыД:Мы эту ПОБЕДУ -Вовек не забудем !!!Пусть МИРНОЕ солнцеСияет всем людям !!!М:Пусть счастье и радостьЖивут на планете !!!Ведь мир очень нужен –И взрослым, и детям !!!
( Вручают гвоздики ветеранам)
( Звучит фонограмма « День Победы» выходят с двух сторон подростки, слайд № 23« Салют Победы»)
Вед:В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка –
Хором: Мы!
Вед: Поколение, которое называет себя будущим!
Хором: Мы!
Вед: Поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Хором: Мы!
Вед: Поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Хором: Мы!
Вед: Будущие защитники Отечества, надежда и опора нашей Родины ,помнящие о цене Великой Победы!
Хором: Мы!
( Исполнение песни всеми детьми)