Проект Пока я помню — я живу! для детей 6-8 лет


-712568-801956Муниципальное автономное дошкольное о
бразовательное учреждение детский сад № 10 «Березка»
Музыкально-творческий проект
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Пока я помню – я живу!»
среднесрочный: январь - май.

для детей группы общеразвивающейнаправленности 6-ти до 8-ми лет



Белоголовкина Людмила Анатольевна
музыкальный руководитель

г. Радужный
Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так педагог должен заботиться о воспитанииу своих детей чувства безграничной любви к Родине».В.А.Сухомлинский
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Великие классики - педагоги: Сухомлинский и Ушинский считали, что воспитание в ребенке гражданина своей страны неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее сохранения и возрождения. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – патриоты своей Родины.
Как известно, знания формируют отношение. Именно отношение детей к событиям, эмоциональный отклик на подвиг народа в Великой отечественной войне позволит в дальнейшем сформировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, за народ, за его подвиги, а также не оставаться равнодушным в дни празднования важных исторических событий Родины. 
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Именно поэтому актуально становится разработка проекта, позволяющего создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - сохранение памяти о ключевом событии истории России и мировой истории - Великой Отечественной войне.
Проблема – не достаточно развиты знания детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне, ее героях, отношение детей к событиям и эмоциональный отклик на подвиг народа в Великой отечественной войне, равнодушие в дни празднования важных исторических событий Родины.
Тема проекта: «Пока я помню – я живу» - для детей от 6-ти до 8-ми лет.
Вид проекта – музыкально-творческий.
Срок реализации проекта – долгосрочный.
Цель: сформировать знания о Великой Отечественной войне в соответствии с возрастными особенностями используя, доступные для этого средства формы и методы, создание благоприятных условий для формирования чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Обучающие:
- Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, используя ИКТ;
- Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.
- Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии.
2. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии, уважения и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину;
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
- Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
-Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений;
Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
3. Развивающие:
- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
- Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств.
- Формировать навыки взаимоотношений с взрослыми.
Этапы проекта.
Первый - мотивационный
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов»
что знаем?
что хотим узнать?
что нужно сделать, чтоб узнать?
Анализ семейного воспитания по данному вопросу:
индивидуальные беседы с родителями,
анкетирование родителей на тему «Что мы знаем о войне?».
Педагогическая диагностика - (начальное) выявление уровня знаний по теме.
Второй этап - проблемно-деятельностный.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей с родителями «Сбор информации»:
поиск стихов для альбома «Они сражались за Родину»;
поиск репродукций художников-пейзажистов: «Великая Отечественная война в произведениях художников»,
сбор атрибутов для танцев,
консультация «Формирование гражданственности начинается с детства».
подборка детской литературы: стихотворений, рассказов о Великой отечественной войне,
подборка мультфильмов о Великой Отечественной войне,
демонстрационный материал по теме: документальные фильмы, иллюстрации, презентации,
сценарий музыкально-литературной композиции «Этот славный День Победы!» с родителями воспитанников.
сбор методического материала о Великой Отечественно войне, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне.
Работа с педагогами
Консультация «Как знакомить детей с праздником 9 Мая».
Разработка конспектов занятий, бесед, дидактических игр.
Выставка «Детские рисунки на тему «9 Мая – День Победы». 
Акция «Георгиевская ленточка».
Работа с родителями:
Создание в группах уголков
«Никто не забыт и ничто не забыто»,
«Летопись военных лет»,
Создание подборок слайдов: «Великая Отечественная война»,
Организация фотовыставки «Дети — Герои Войны».
Работа с педагогами
Консультация «Как знакомить детей с праздником 9 Мая».
Разработка конспектов занятий, бесед, дидактических игр.
Выставка «Детские рисунки на тему «9 Мая – День Победы». 
Акция «Георгиевская ленточка».
Работа с социальными партнерами.
встреча с Советом ветеранов ВОВ, участниками войны.
организация в библиотеке выставки работ на тему «9 Мая – День Победы». 
посещение концертных программ в ДК «Нефтяник», посвященных празднику.
экскурсия в Территориальную избирательную комиссию г. Радужный.
Третий - творческий.
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателей с детьми:
обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
оформление альбома стихов с иллюстрациями детей;
Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, детей и родителей:
Презентация проекта в форме музыкально-литературной гостиной.
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя:
Педагогическая диагностика детей (повторная) - Что мы узнали по теме?
Анкетирование родителей.
Подведение итогов.
Презентация проекта:
Музыкально-литературная композиция «Нам 45-ый вечно помнить!» с родителями воспитанников;
Публикация проекта в сети интернет.
Участие в конкурсах проектов патриотической направленности.
Состав участников - педагоги (музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре), дети старшего дошкольного возраста (6-ти до 8-ми лет), родители воспитанников МАДОУ ДС №10 «Березка», социум (Преподаватели и учащиеся Детской школы искусств, ДК «Нефтяник», Совет Ветеранов Великой Отечественной войны, филиал библиотеки № 3, Территориальная избирательная комиссия города Радужный).
Технологическая карта проекта:
Образовательные области Виды детской деятельности Содержание деятельности Формы организации
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная: Восприятие музыки
Восприятие и понимание смысла произведения «Время вперед», Седьмая симфония «Ленинградская» Д. Шостаковича, «Священная война»; отрывок из пьесы «Богатырские ворота» (муз. произведение «Картинки с выставки») М. Мусоргского; Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мой дедушка», «Моя Родина», Е. Карасев «Город-герой»; К.Ушинский «Наше Отечество», «Марш деревянных солдатиков (П. Чайковский). Организованная образовательная деятельность
Пение
Разучивание: Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мы шагаем как солдаты», В. Степанов «Наша армия», «Все мы моряки», Л. Лядова, «Буденовец», Я. Дубравина, «Наша Родина сильна», «Бравые солдаты» А Филиппенко, «Катюша». Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Музыкально-ритмические движения Музыкально-ритмические упражнения под музыку: «Самолет» (В. Тиличеева), перестроение «Москва» О. Газманова, композиция «Закаты алые», танец «В лесу прифронтовом» А. БлантераСотрудничество с семьями.
Игра на детских музыкальных инструментах Темброво-шумовой оркестр «Смуглянка» А.Новикова,
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Изобразительная деятельность
Рисование на тему «Пограничник с собакой».
Лепка на тему «Пограничник с собакой».
Ручной труд «Солдат». НОД по изодеятельности.
Элементарный бытовой труд
Изготовление семейных праздничных открыток ко Дню Победы.
Подготовка атрибутов для музыкально-двигательных импровизаций (объемные голуби, ленты, платочки, цветы. Сотрудничество с семьями.
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная Общение с социумом.
Посещение концертов, выставок в ДМШ, концертов ДК «Нефтяник»
Подготовка к литературно-музыкальной гостиной «Этот день мы приближали, как могли».
Семейное посещение библиотеки
Общение с родителями в процессе сбора информации.
Встреча с Советом Ветеранов ВОВ.
Сюжетно-ролевые игры: «Богатыри», «Подводная лодка», «Военные моряки»,
«Летчики», «Танкисты», «Пограничники», «Служба спасения». Совместная деятельность детей и воспитателя.
Дидактические игры:
«Собери богатыря в путь-дорогу» (закреплять названия воинского снаряжения русских богатырей), «Выложи фигуру» (выложить из счетных палочек танк, ракету, самолет и т.д.), Словесно-дидактические игры:
«Кто больше?» (придумать слова, близкие по значению к данным: покровитель, враг, сильный, разорять и т.д.); «Скажи иначе» (Отечество — Отчизна, Родина; защитник Отечества — солдат, богатырь и т.д.), «Кто больше назовет родов войск?», «Чья эмблема?», «Отгадай, какую военную технику я задумал?» (игра «Да — нет»).Режиссерские игры: «Защищаем Родину», «Солдаты». Взаимодействие с социальными партнерами Знакомство с государственной символикой.
Праздник «День рождения Российского флага» Территориальная избирательная комиссия города
Познавательное развитие,
Восприятие художественной литературы и фольклора. Беседы о войне, фронтовиках, детях войны: «Война и мир», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «На привале» (беседы о военных профессиях), «Боевая слава нашего народа». НОД по познавательному развитию.
Просмотр презентаций
«Великая Отечественная Война, «Не забудем их подвиг великий!». «Славные страницы великих битв», «Парад победы», «Детство отняла война». Музыкальные занятия.
Просмотр мультфильмов с обсуждением:
«Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм),
«Солдатская лампа» (ТО «Экран»), «Воспоминание» («Союзмультфильм»), «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»), «Василек» (Союзмультфильм»),
«Великая отечественная война» (Студия «На облачке»),
«Скрипка пионера» (Союзмультфильм). Режимные моменты
Интерактивные экскурсии:
«Города боевой славы», «Маршалы Победы»
НОД «Богатыри русские», «Военные профессии»,
«Военная техника», «Этот день мы приближали, как могли…». Самостоятельная деятельность детей.
Познавательно-исследовательская деятельность. Составление карт-схем групповой комнаты, детской площадки (для использования в сюжетно-ролевых играх в группе и на прогулке).
Развивающая игра-экскурсия «Памятники защитникам Отечества».
Логическая игра «По какой дорожке должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей части?».
Логическая игра «Найди отличия» (сравнение двух картинок: найти сходство и различие).
Дидактическая игра «Путешествие во времени» (оружие от прошлого до наших дней). Режимные моменты.
Речевое развитие
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Креативное задание: «Отгадайте, кем хотят стать эти мальчики?»
Отгадывание загадок о военной технике, оружии.
Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»;Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др.Разучивание стихов ко Дню победы: С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»;
В. Косовипкий «Будущий мужчина»
Составление рассказов: по набору игрушек военной тематики, военные профессии,
Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Экскурсия в библиотеку: посещение выставки «Книги о ВОВ»
Творческий рассказ в картинках о родных – участниках военных действий.
Беседа об армии в мирное время.
Разучивание пословиц и поговорок об армии.
Конкурс чтецов «Мы помним – мы гордимся». НОД по развитию речи,
Совместная работа детей и родителей.
Совместная деятельность детей и воспитателя
Совместное посещение библиотеки детей и родителей.
Физическое развитие Упражнение Двигательная импровизация под музыку «Москва», О. Газманова. Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности:
- военно-спортивная игра «Зарничка»,
- физкультурный досуг «Спортивным рекордам ваши славные имена»,
- физкультурный досуг «Мы будущие защитники Родины»
Игра-забава «Попади в цель».
Подвижные игры: «Полоса препятствий»,
«Метание гранат»,
«По окопу — огонь!»,
«Салют»,
«Поймай диверсантов»,
«Переправа»,
«Летчики — на аэродром!». Совместная работа с воспитателем.
Режимные моменты.
Инструктор по физической культуре
Педагогическая диагностика (заключительная) - выявление уровня знаний по теме.
Цель: - изучить уровень сформированности знаний дошкольников о государственных символах, о родах войск, об исторических событиях нашего государства.
Результаты мониторинга заносятся в таблицу:
№ ФИО ребенка Знание символов РФ Знание родов войск и оружия Знание исторических событий государства Знание героев ВОВ Итог
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Алексеева, Л. Н. Музыка: учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста /Л. Н. Алексеева, Т. Э., Тютюнникова. – М. : АСТ, 1998 – 119с.
Арапова-Пискарева, Н. А., Мой родной дом, - М., 2005.
Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Зорка, Л.К., Справникова, И.Н. Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников/ Л.К. Зорка, И.Н. Справникова // Справочник музыкального руководителя. - № 2. - 2015.
Горькова, Л.Г., Мир праздников для дошкольников. Сценарии мероприятий, /авторы-составители Л.Г. Горькова Л.А.Обухова.- Москва, 2006.
6. Кондрыкинская, Л. А., Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
7. .Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста/ И.В. Штанько // Управление ДОУ №4.- 2004.