Конспект занятия по предметному окружению в старшей группе с ТНР на тему Мебель

НОД Познавательное развитие (Социальное окружение)
Дата: 23.01.2017
Тема: «Мебель»
Цель: создание условий для закрепления знаний детей мебели, обучения детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения, обогащения и активизации словаря детей; развития мыслительных операций, связной речи, памяти, внимания; воспитания познавательного интереса к мебели и бережного отношения к ней.

Ход НОД:
Вводно-организационный этап:
Педагог предлагает детям назвать  предмет мебели, прежде чем сесть на место
Мотивационно-побудительный этап:
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми.  И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево, потому что дерево не сырое и не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить. Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие; гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия. Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Информационно-аналитический этап:
А теперь отгадайте загадки и дайте мне картинку с отгадками
У него четыре ножки
Не такие, как у кошки,
У него еще есть шляпа,
Не такая, как у папы. (стол.)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мишки и не кошки.
Мы не пони, хоть на нас
Вы садились сотни раз.
Сами всегда стоим,
Всем садиться велим. (стулья.)
Две спинки, матрас и четыре ноги.
Что я задумал, скорей назови. (кровать.)
Я удобный, очень мягкий, 
Вам нетрудно угадать, 
Любят бабушки и внуки 
Посидеть и полежать (диван)
За стеклом на полках в ряд
Книги разные стоят (книжный шкаф)
Ребята, а как все эти предметы можно назвать одним словом? (мебель) Для чего нам нужна мебель? (для удобства жизни человека, комфорта)
Практический этап
Игра «Помоги собрать мебель»
Цель: Сформировать понятия о частях мебели
-Ребята, у меня развалился стульчик и если вы назовёте, из каких частей состоит стульчик, я смогу его собрать (ножки, сиденье, спинка)
-А из каких частей состоит стол? (ножки, столешница)
-А шкаф?(полки, створки дверей, антресоль)
- У кресла? (спинка, сиденье, ножки, подлокотники).
А теперь представьте, что это не наша группа, а мы пошли с вами в гости
Открыла дверь, и вы оказались? (Мы оказались в  прихожей.) 
Какая мебель стоит в прихожей и что мы с ней делаем? (В прихожей стоит шкаф – мы вешаем туда одежду. тумба – складываем туда обувь. полка чтобы класть головные уборы, пуфик, на котором удобно надевать обувь.) 
Пройдем в гостиную. Какая мебель в ней стоит и для чего она нужна?
Из гостиной мы переходим в спальную комнату. Какая мебель стоит в ней? Для чего она нужна?
Идем в вашу самую любимую комнату: детскую. Какая мебель стоит здесь и для чего она нужна? (Ответы детей.). Для чего нужен письменный стол?  Для чего нужен стул? Есть ли диван? Какой он и для чего нужен? Есть ли шкаф? Какой он, что в него можно положить и повесить? Где лежат игрушки?
Отправляемся на кухню. Какая мебель здесь? Для чего она нужна? (Ответы детей.)
Пойдем в ванную комнату. Какая мебель здесь и для чего?
Физминутка
Упражнение «Слова – признаки» 
Цель: учить детей подбирать слова-признаки (проводит логопед)
Заключительный этап: обобщение
Игра: «Назови из какой комнаты мебель»