Конспект занятия по предметному окружению в старшей группе на тему Какая разная посуда

Конспект НОД Познавательное развитие (Предметное окружение)
Тема: «Какая разная посуда»
Цель: создание условий для
формирования у детей умения различать и называть предметы посуды; развития монологической и связной речи, интеллектуальных способностей, зрительного восприятия; воспитания бережного отношения к посуде.
Ход занятия:
-  Ребята, вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте загадку и назовите тему нашего занятия.
Сама не ем,
А людей кормлю (посуда).
- У каждого  из вас на столе лежат  карточки с изображением посуды. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы поднимайте нужную карточку-ответ.
1. Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)
2. Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка.)
3. Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её  (Кастрюлей.)
4. Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.  (Терка.)
5. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...  (Чашка.)
Дидактическая игра «Собери картинку» из палочек Кюизенера, серии «Посудная лавка».
-   Ребята, давайте приготовим наши пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.
Мы с мамой в магазине
Посуду  покупали,    
Руки на столе, ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Тарелки, блюдца, чашки
И ложки выбирали.
Ладонь правой руки на столе, поднимать на каждое название посуды  поочередно пальцы, начиная с большого.

Красивую кастрюлю,    
Молочник и солонку,  
Набор ножей и вилок,
Ладонь левой руки на столе, поднимать пальцы на каждое название посуды, начиная с мизинца.

Шумовку и маслёнку.  
Сжать пальцы в кулачки.

Ребята из палочек Кюизенера собирают изображение посуды (самовар, чайник, чашка с блюдцем).
- Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас получилось? (Ответы детей.)
- Давайте вместе накроем стол к чаепитию. Постелем на него скатерть. Я буду вас вызывать, и вы будите брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол самовар, заварочный чайник, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарницу, конфетницу, вазочку для варенья.)
- Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята?
- Ребята, что это такое? (Показывает самовар.) А самовар какой, что вы можете о нем сказать? (Большой, желтый, металлический.) Что есть у самовара? (Ручки, крышка, носик.) Для чего используется самовар?
- А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Голубая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая.)
- А это что? (Чайник.) Какой он? (Голубой, маленький и т.д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник?
Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы посуды.
- Посуда сделана из разных материалов. Посуда, в которой мы готовим еду сделана  из металла. А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)  
- А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла, фарфора.)
- Как вы думаете, если посуда из стекла или фарфора упадет, она разобьется? (Да, разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, помните об этом.
- Что делают с посудой после еды? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать, как убежала от бабушки Федоры.
- Ребята, мне кажется, что нам пора отдохнуть.
Физкультминутка «Посуда Федоры»
У бабушки Федоры
Приключилось горе:
- ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

Чашки убежали,
- бег на месте

Блюдечки пропали,
Потерялись ложки
- присесть
- закрыть глаза руками

И разбились плошки.
- встать и хлопнуть в ладоши

Из окошка выпал стол
И пошел, пошел, пошел
- шагать на месте
 

«А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед

– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
- произносить жалобным голосом; ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

- Немножко отдохнули, пора и заниматься. На доске висят картинки с изображением посуды,   воспитатель предлагает их сравнить.
- Посмотрите внимательно, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля, сковорода, сахарница.)
- А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник, самовар.)
- А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)
- Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из фарфора; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться.)
-  Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)
-  Ребята, как много вы знаете о посуде. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
- Мы сегодня многое узнали и интересно поиграли. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось?
- Молодцы, ребята, вы так хорошо занимались, и я за это подарю вам картинки посуды, которые вы украсите вечером с помощью красок и  подарите их дома мамам.   
15