Программа Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Администрация Муниципального образования «Нерюнгринский район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №60 «Огонек» г. Нерюнгри

ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,
пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри
Республика Саха (Якутия), 678960
Тел.(41147) 6-73-75 ogonek @nerungri.edu.ru



13 EMBED Paint.Picture 1415
САХА РЕСПУБЛИКАТА
«Нерюнгри оройуона»
Муниципальнай тэриллии дьаhалтата
Оскуола иннинээ5и саастаах о5олору уорэтэр муниципальнай тэрилтэ - 60 № дээх «ТОЛОНЧООН» о5о саада
от «______»________________20____г. № ______

исх. №________от «________»________________20____г.



Согласован: заместитель Утвержден: заведующей
руководителя Кийко О.В. ДОУ «Огонек» Грузд. М.С.
_____________________ _______________________
Принят на педагогическом совете №_____ от ______



Программа «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»



Проект программы «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Наименование Программы
«Формирование начальных представлений о здоровом образе»

Разработчик Программы
Конради Ольга Александровна


Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники и родители группы компенсирующей направленности № 11

Научно-методические основы разработки Программы
При разработке Программы использовались:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования- Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №60 «Огонек»» Раздел: Здоровье

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы
1 этап - формирование структуры Программы (май 2013) 2 этап - обсуждение с педагогами группы (апрель 2013) 3 этап - написание проектов (май - сентябрь 2013)
4 этап - принятие на педагогическом совете (сентябрь 2013)
5 этап - утверждение приказом (сентябрь 2013)

Кем принята Программа
Принята на педагогическом совете № 1 от

С кем согласована
Утверждена приказом заведующей ДОУ № от

Цели и задачи Программы
Формирование у родителей и детей ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, мотивация на здоровый образ жизни. Дать детям знания о здоровье. Уточнить их представления о том, что полезно, а что вредно для их здоровья. Формировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье. Повышать педагогическое мастерство родителей по данной теме.

Приоритетные направления Программы
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здоровья

Ожидаемые результаты
Повышение уровня знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни;
повышение интереса детей к собственному здоровью и самочувствию

Срок действия
Долгосрочный (2012-2018гг.)

Этапы реализации Программы
2013 - диагностический и прогностический этап 2013-2017 - практический этап
2017 - обобщающий этап

Структура Программы
Паспорт программы
Библиография
Пояснительная записка - актуальность темы.
Цели, задачи, принципы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни
Тематический план работы клуба «Азбука здоровья» на четыре года обучения
6. Приложения

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы
Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим советом ДОУ


Оценка степени достижения запланированных результатов реализации
Мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма - отчет - самоанализ о результатах освоения программы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Цель педагогической деятельности в детском саду основывается на современных требованиях дошкольного образования: развитие умственных и художественных способностей, продуктивного творческого мышления, интеллектуальной активности, инициативности и самостоятельности детей, подготовки их к школьному обучению. И особое внимание уделяется вопросам сохранения психофизического здоровья и эмоционального благополучия личности каждого ребенка, формирования навыков и привычек здорового образа жизни, вовлечение семьи в жизнь детского сада.
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех и надо её решать комплексно и сообща.
Возраст - от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья. Задача укрепления здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Для решения вопросов сохранения здоровья детей детского сада и формирования у них навыков и привычек ЗОЖ определили ряд задач:
формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью и привычек полезных для здоровья, эстетические чувства от вида здорового человека, здоровой среды и упражнений в здоровом образе жизни при активной поддержке семьи;
способствовать развитию речи воспитанников путем обогащения словаря через работу по темам о здоровом образе жизни;
развивать физические качества (уверенность, настойчивость, волю) и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников, обеспечивая психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышая его сенсорную чувствительность, развивая мелкую моторику пальцев рук и познавательные психические процессы.
Система воспитательно-образовательной работы по данному направлению построена через проведение образовательной деятельности (познавательные тренинги, интегрированной, ком- плексной и др.) на валеологическом содержании, использование игр и упражнений для формирования знаний о гигиенических привычках, закаливании, правильном питании, создание рациональных условий для физкультурно-оздоровительной работы (режим дня детей, соблюдение двигательного режима, нетрадиционное оборудование для оздоровления и т.п.) по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, активном привлечении родительской общественности. Основные направления приобщения дошкольников к ЗОЖ:
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
познавательные занятия в валеологическом кружке «Азбука Здоровья»
обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий;
решение проблемно-практических ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья;
досуги и праздники
Предполагаемые итоги реализации проекта:
знание детьми информации о здоровье.
понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих.

БИБЛИОГРАФИЯ
Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ,- М: Айрис-Пресс, 2006.
Авдеева Н.Н.,.Князева O.JI, Р.Б.Стеркина «Безопасность» СПб., 2002
Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомен- дации." Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
Букварь здоровья Л.В. Баль, В.В. Ветрова. Букварь здоровья. - М.: Просвящение.- 1995 г
Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М.: "Гном и Д", 2005..
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008. |
Голицина Н.С., Люзина С.В. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. - М.: Изда- тельство «Скрипторий 2003», 2010.
Зимонина В.И.Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений. - М, ВЛАДОС, 2003 г./
Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья». М.:ТЦ Сфера, 2009
Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: "Аркти", 2002.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М. 1990.
Маханева М.Д Воспитание здорового ребенка. - М.: Аркти, 1999.
Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М.:Просвещение.-1999.
Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. Современные здоровьесберегающие технологии в дошко- льном образовании,- Ульяновск: изд-во УлГПУ. 2007.
Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ- М, Мозаика-Синтез, 2000 г.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2010.
Интернет - источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


III
Тема: Мой рот и язычок. Мои зубки
Формировать представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен, и как его беречь; активизировать в речи детей слова: рот, губы, язык, зубы; учить правильному звукопроизношению, миогимнастике, различать и называть разные эмоции;
Развивать речь, мышление, внимание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Январь
III
Оздоровительный досуг «Путешествие в волшебный лес»
Формировать знания о необходимости правильного питания. Укреплять здоровье детей.
Развивать тактильные и обонятельные анализаторы.
Воспитывать потребность к здоровому образу жизни, заботливому отношению к своему организму и друг к другу


IV
Тема: Наблюдение за луком
Формировать представление о том, что растение - живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья). Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях. Учить поддерживать здоровье (витамины, зеленый лук);
Развивать внимательность, наблюдательность, речь.
Продолжать воспитывать правильное отношение к здоровью

Февраль
I
Тема: Постираем бельё для куклы Тани
Формировать представление детей о том. что одежда человека всегда должна быть чистой и опрятной. Познакомить с алгоритмом стирки белья, закрепить названия предметов, необходимых для стирки.
Развивать мелкую моторику, речь, мышление.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.


II
Тема: Зачем я должен спать?
Формировать представление детей о том, что такое сон и зачем надо спать? Какие бывают сны?; познакомить детей с новым стихотворением; развивать мелкую моторику рук, двигательную активность; проводить упражнения на релаксацию; учить образному мышлению.
Развивать мышление, речь, память.
Воспитывать желание быть здоровым


III
Игра с дидактической куклой «Один день куклы Маши»
Учить детей ориентироваться, во времени. Знакомить с понятиями «утро», «день», «вечер», «ночь».
Развивать память, зрительное внимание.
Воспитывать желание быть здоровым.


IV
Тема: Помоги Незнайке сберечь здоровье
Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.




Март
I
Тема: Победим микроба.
Дать детям элементарное представление о микробе. Сформировать представление, о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер. Разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать желание быть здоровыми, сопротивляться болезням.


II
Тема: Если ты заболел
Продолжать формировать представление у детей об особенностях детского организма. Сформировать у детей представления об особенностях своего организма. Познакомить с простейшими приемами первой медицинской помощи. Учить называть врачебные принадлежности в соответствии с их назначением и правильно пользоваться ими.
Развивать любознательность.
Воспитывать желание заботиться о друге.


III
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, обогащать словарь, развивать речь детей; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия; формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия; поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки - мамы, медсестра; мальчики - папы, врач).
Развивать любознательность. Воспитывать желание заботиться о друге.


IV
Тема: Исцеляющая сила ягод
Познакомить детей с лекарственными растениями - ягодами и их применением. Формировать задатки трудовой деятельности.
Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, координацию слова и движения.
Воспитывать любознательность, внимание, бережное отношение к природе.

Апрель
I
Тема: Откуда я появился?
Формировать представление детей о своём появлении: как я получился у мамы с папой; как я рос в животе у мамы; где я родился; Расширять словарный запас детей: роддом, пуповина; закреплять знакомую потешку;
Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки;
Воспитывать бережное отношение к маленьким детям.


II
Тема: Опасные предметы!
Формировать представление детей об опасных предметах в группе или дома. Чем опасны эти предметы, и можно ли ими пользоваться детям? Почему у каждой вещи должно быть свое место?
Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитывать желание заботиться о себе.


III
Тема: Один дома
Учить на примерах сказок, как можно избежать опасной ситуации. Упражнять в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях: мобилизовывать физические силы, концентрировать внимание.
Способствовать снятию стресса через проигрывание ребенком опасных ситуаций.
Формировать у детей умение предвидеть опасное событие, по возможности учить избегать его, при необходимости правильно действовать.


IV
Тема: Правила безопасности на дороге
Учить детей элементарным правилам дорожного движения. Закрепить знания о регулировании дорожного движения с помощью светофора.
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитывать осознанное отношение к правилам безопасности на дороге

Май
I
Тема: Спички детям не игрушка
Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Развивать мышление, речь.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.


II
Развлечение «Я хочу здоровым быть»
Формировать представление о здоровом образе жизни. Закрепить представление о полезной и вредной пище. Расширять и обогащать словарный запас.
Развивать внимание, мышление, воображение. Способствовать овладению ребёнком навыков саморегуляции, средствами релаксационных техник.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.














ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сентябрь
III
Тема: Дорога в страну доброго Здоровья
Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; Побуждать детей отвечать на вопросы, упражнять делать выводы, находить решение в предложенных ситуациях;
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;


IV
Тема: Вот я какой!
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;

Октябрь
I
Тема: Наши помощники – органы чувств
Формировать у детей представления об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира, знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание). Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.


II
Тема: Глазки, уши и носы быть здоровыми должны
Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Закреплять знания детей об органах чувств, которые помогают знакомиться с окружающим миром.   Совершенствовать знания детей о профилактике заболеваний органов чувств.  Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз.  Вызвать у детей сопереживание, желание придти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Развивать умение детей выполнять основные виды движений при прохождении полосы препятствий. 
Воспитывать наблюдательность, любознательность и доброжелательное отношение к окружающим.


III
Тема: Как органы человека помогают друг другу
Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека; Показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга; продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
Воспитывать умение внимательно выслушивать педагога, отвечать на вопросы.


IV
Тема: Подружись с зубной щеткой
Дать детям сведения о значении зубов для здоровья человека. Познакомить с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами. Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;

Ноябрь
I
Тема: Волшебный моторчик
Познакомить детей с работой сердца. учить детей прислушиваться к работе своего сердца в различном состоянии: при нагрузке и в расславленном состоянии.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;


II
Тема: Будем стройные и красивые
Объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать желание быть красивым и здоровым.


III
Тема: Красивые и здоровые ножки
Познакомить детей с заболеваемостью ног плоскостопием. Учить выполнять физические упражнения для профилактики плоскостопия.
Развивать умение детей выполнять основные виды движений при прохождении полосы препятствий. 
Воспитывать наблюдательность, любознательность и доброжелательное отношение к окружающим.


IV
Тема: Волшебница вода
Обогащать и уточнять знания о свойствах воды, её значении для растений, животных и человека;
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу вести здоровый образ жизни

Декабрь
I
Тема: Витаминный калейдоскоп
Дать представления детям о роли витаминов в сохранении здоровья; закрепить знания детей об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.
Расширить словарный запас детей ( витамины, овощи, фрукты, салат, здоровье, полезные, сок).
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью через формирование элементарных правил рационального питания.



II
Тема: Пейте, дети, молоко – будете здоровы.
Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья. Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческий подход к своему питанию у детей.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.



III
Тема: Одежда разная нужна, одежда разная важна.
Дать детям представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.



IV


Январь
I- II



III
Тема: Очень нужен людям сон
Дать детям сведения о необходимости сна для человека и животных. Познакомить с правилами поведения перед сном.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.



IV
Тема: С утра до вечера
Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня.
Развивать память и мышление.
Воспитывать желания придерживаться правил по его выполнению.


Февраль
I
Тема: Здоровье в порядке - спасибо зарядке.
Закрепить представления о пользе физических упражнений. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.



II
Тема: Кто с закалкой дружит, никогда не тужит
Формировать у детей представление о способах закаливания организма и пользе закаливания для здоровья.
Развивать двигательную активность, силовые качества.
Создать хорошее настроение. Воспитывать желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, сопротивляться болезням.



III
Тема: Путешествие в Спортландию
Дать представление детям о зависимости спорта и здоровья. Познакомить детей с различными видами спорта.
Развивать двигательную активность, силовые качества.
Воспитывать у детей интерес к спорту, желание заниматься, делать различные упражнения, получать удовольствие от занятия спортом и физкультурой.



IV
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Пропаганда активного, здорового семейного отдыха. Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между родителями и педагогами в воспитании детей.


Март
I
Тема: Путешествие в страну мальчиков и девочек
Дать представление детям об особенностях мальчиков и девочек. Дать представление о последовательности возрастного и полового развития человека. Способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом.
Развивать активную речь.
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.


II
Тема: Проделки Королевы Простуды
Познакомить детей с основными путями распространения инфекций. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Обучить дошкольников приёмам защиты от инфекций. Закрепить навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивать активную речь.
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.


III
Тема: Айболит в гостях у ребят
Формировать представления детей о профессии врача и медицинской сестры. Знакомить детей с профессиональными действиями врача и медсестры, с предметами-помощниками в труде.
Развивать память и мышление.
Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.


IV
Тема: Ветеринар
Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Дать детям понятие ветеринар – доктор, который лечит животных.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Апрель
I
Тема: Если малыш поранился
Познакомить детей с основами оказания первой медицинской помощи.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.


II
Тема: Научись себя охранять
Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Обсудить опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.


III
Тема: Один дома
Познакомить детей с возможными источниками опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя». Научить детей вызывать службы «01», «02», «03» в разных случаях.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.


IV
Тема: Я иду гулять
Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно играть, а где нельзя.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.

Май
I
Тема: Кошкин дом
Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Дать детям знания о необходимости безопасного обращения с огнем.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.


II
Тема: Мое здоровье и природа.
Сформировать у детей представление о том, что на здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздуха. Научить элементарным правилам охраны природы.
Развивать интерес к своему здоровью, учить заботиться о себе.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни.


III
Развлечение: Путешествие в страну Неболейку
Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе, представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; - закрепить и расширить знания о влиянии витаминов на здоровье человека; закрепить основные понятия: «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты».
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.
Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие.
Раскрыть возможности здорового человека.
Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.
Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.














ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сентябрь
I- I I


III
Тема: Где прячется здоровье?
Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.


IV
Тема: Воздух видимый и невидимый
Познакомить детей со свойствами воздуха. Дать представление о его роли в жизни и здоровье человека. Выучить несколько дыхательных упражнений.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе

Октябрь
I
Тема: Какие мы?
Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела. Закрепить способность детей описывать внешний облик человека. Учить сравнивать и обобщать. Актуализировать знаний детей о признаках сходства и различия человека с кошкой. Уметь описывать ситуацию по выражению лица человека. Закрепить способность детей копировать положение тела.
Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, мышление. Закрепление способности отгадывать загадки, развитие логики, сообразительности.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.


II
Тема: Царь в нашей голове
Познакомить с важным органом – мозгом, с его помощниками – нервными волокнами. Расширить представления о том, что все, что мы можем делать, делаем только благодаря тому, что у нас есть чудо мозг.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе


III
Тема: Опора и двигатели нашего организма
Познакомить детей с функцией скелета и мышечной системы в организме; обучить правильной последовательности выполнения ОРУ; обучить правилам первой помощи при повреждении кости или мышцы.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.


IV
Тема: Страна сердца
Дать представление о системе кровообращения: сердце, сосуды, кровь.
Развивать у детей способности делать умозаключения на основе опытов: сердцебиение, пульс.
Воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни.

Ноябрь
I
Тема: В стране Легких или Путешествие воздушных человечков
Дать детям представление о том, что дыхание – это одна из важнейших функций организма. Дать детям возможность самостоятельно принять решения по защите своего организма от вредного газа и дыма.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе


II
Тема: Об удивительных превращениях пищи внутри нас
Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека; Закрепить знание детей о рациональном питании; Закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умении;
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать аккуратность, чистоплотность.


III
Тема: Зоркие глазки
Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначение и роли в жизни человека. Обогащать словарь детей за счёт новых слов: глазное яблоко, радужная оболочка. Приобрести гигиенические навыки, как беречь глаза.
Развивать умение легко и чётко излагать своё мнение, не перебивать товарищей. Развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.


IV
Тема: Слушай во все уши!
Дать детям знания об органах слуха; уточнить что уши у всех разные учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков закреплять правила ухода за ушами.
Развивать речь, мышление. Воспитывать стремление быть здоровым.

Декабрь
I
Тема: Чтобы всем здоровым стать надо носом нам дышать
Познакомить детей с важным органом чувств – носом. Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов). Закрепить правила гигиены и ухода за носом. Учить определять по запаху продукт. Учить детей беречь своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызвать негативное отношение к вредным привычкам. Обогащать и расширять представления детей о функционировании человеческого организма, знакомить детей с органами дыхания.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать уважение к своему здоровью.


II
Тема: Здоровые зубы- здоровью любы.
Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать аккуратность, чистоплотность.


III
Тема: Чистота и здоровье нашей кожи
Приобщать детей к здоровому образу жизни. Способствовать получению знаний о значении кожи для людей; её основных функциях. Познакомить с приёмами оказания первой помощи при повреждении кожи.
Развивать восприятие, мышление, свободную речь, умение принимать и решать проблемно-познавательную задачу. Развивать желание узнавать о своем организме, стремление содержать свое тело в чистоте.
Воспитывать осознанное отношение ребенка к важности соблюдения гигиенических требований.


IV


Январь
I- II



III
Тема: У меня красивая осанка
Познакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, развивающим мышцы спины.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


IV
Тема: Если сладко спиться – сон хороший сниться.
Дать детям понятие о сне;  Показать значение сна в жизни человека; Объяснить детям физиологию сна; Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна.  
Развивать гигиенические навыки и умения детей.
Воспитывать в себе чувство ответственности, чтоб не нарушать режим дня.

Февраль
I
Тема: Здоровая еда.
Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


II
Тема: Витаминкино
Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины, воспитать у детей культуру питания, чувство сопереживания, желание придти на помощь.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


III
Тема: Почему люди болеют?
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах). Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


IV
Спортивный досуг: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Развивать двигательную активность, силовые качества.
Создать хорошее настроение.
Воспитывать желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, сопротивляться болезням.

Март
I
Тема: Спорт – это здоровье!
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека; дать представление о различных видах спорта, об Олимпиаде;
Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


II
Тема: Мы такие разные
Дать представление о различии полов. Формировать у детей представление о мужественности и женственности, желание быть сильным, смелым, нежным, красивым.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.


III
Тема: Чтоб здоровым быть сполна - нам улыбка всем нужна
Формировать коммуникативные навыки. Формировать представление о том, что хорошее настроение – залог здоровья
Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей. Расширять словарный запас в области чувств и эмоций.


IV
Тема: Здравствуйте, доктор!
Уточнить знания детей о том, что такое здоровье и что такое лечение; какие профессии нужны для сохранения здоровья и лечения; где лечат и укрепляют здоровье; как вести себя в поликлинике и больнице; как распознать болезни; какие инструменты помогают врачу; что такое «Скорая помощь».
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать стремление быть здоровым, сильным и красивым.

Апрель
I
Тема: Помоги себе сам и своему другу.
Дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении;
Развивать память, мышление.
Воспитывать морально-волевые качества личности, милосердие, взаимопомощь, взаимовыручку.


II
Тема: Твои поступки и привычки
Учить детей оценивать свои привычки, поступки, замечать недостатки и исправлять их; учить понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым.
Развивать память, мышление.
Воспитывать морально-волевые качества личности, милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.


III
Тема: Там на неведомых дорожках
Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих. научить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать навыки социальной адаптации.
Воспитывать стремление быть здоровым.


IV
Тема: Дым вокруг гот сигарет, мне в том дыме места нет.
Сформировать представление о том, что для жизни ему необходим чистый воздух; формировать навыки здорового образа жизни; дать представление о вреде курения;
Воспитывать желание быть здоровым.

Май
I
Тема: Наши зеленые друзья
Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания об их строении
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.


II
Тема: «Умеешь ли ты обращаться с животными?»
Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.


III
Тема: «Опасности вокруг нас»
Познакомить детей с правилами безопасности в быту, на улице, воде; формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.
Развивать навыки социальной адаптации.
Воспитывать стремление быть здоровым.


IV
Развлечение «Волшебный цветок Здоровья»
Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребность детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье..

План работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни семьи
Цель: Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка
Задачи:
Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.
Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.

Первый год обучения
месяц
Наименование мероприятий

9
Анкетирование родителей «На пути к здоровому образу жизни» - выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнение режимных моментов в семье.

10
Родительское собрание: «Чтобы ребенок рос здоровым!» - информация для родителей о формировании навыков самообслуживания, методах общения с ребёнком. Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе по проведению работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.

11
Выпуск брошюры «Воспитание культурно гигиенических навыков у ребенка в семье»

12
Видеопоказ «Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев ребенка» (о развитии мелкой моторики) - заинтересовать родителей совместной педагогической деятельностью с детьми, нацеленной на их дальнейшее гармоничное развитие

1
Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» («Зимние развлечения»).

2
В рамках родительского клуба «Особый ребенок»:
Пособие для родителей «Растим ребенка здоровым» - рассказать родителям о видах закаливания и оздоровительных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дать рекомендации по закаливанию детей в домашних условиях.

3
Папка передвижка: «Как одеть ребенка на прогулку в весенний период».
«Уголок здоровья» - «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний в детском саду»

4
Спортивное мероприятие «Папы - дочки, мамы – сыночки» - обеспечение позитивного отношения воспитанников и родителей к спортивным мероприятия, пропаганда здорового образа жизни
Выпуск «Информационных листов успеха» о развитии ребенка в области «Культурно-гигиенические навыки», «Физическое развитие», «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»

5
Консультация: «Как обеспечить безопасность путешествий с ребенком»
Круглый стол: «Как сохранить здоровье детей»
Тестирование для родителей: «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»


Второй год обучения
месяц
Наименование мероприятий

9
Буклеты для родителей «Формируем у детей привычку здорового образа жизни. Задачи на учебный год» - познакомить родителей с предстоящей работой по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, умениями и навыками которыми должны овладеть дети к концу учебного года.

10
Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - ознакомление родителей со здоровьесберегающими технологиями в работе ДОУ, формами и методами работы.

11
Фотовыставка «Движение-жизнь!» - знакомство родителей с двигательной активностью детей (утренняя гимнастика, подвижные спортивные игры, занятие «Веселые старты» и.д.)

12
В рамках родительского клуба «Особый ребенок»:
1. Практическое занятие с родителями «Путешествие в страну Здоровья» - формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своего ребенка. Научить родителей правильно выполнять с детьми дома точечный массаж, гимнастику для глаз, упражнения на дыхание.
2. Видеопособие - «Массаж делаем сами» - дать родителям определенные знания о значении массажа рук на развитие речи детей. Познакомить родителей с правилами проведения массажа и показать практические приемы массажа.

1
Просмотр и обсуждение оздоровительного досуга с детьми «Путешествие в волшебный лес» в рамках кружковой работы «Азбука здоровья»

2
В рамках родительского клуба «Особый ребенок»:
1. Совместное спортивное развлечение «Папа, мама, я – мы спортивная семья» - создать у участников радостное бодрое настроение; приобщить детей к спорту; учить выполнять правила, развивать ловкость, выносливость, волевые качества в достижении цели. Формирование здорового образа жизни детей и родителей.
2. Выставка творческих работ «Твое здоровое время и твое здоровье»

3
Консультация: «Учитесь болеть без лекарств», «Если у ребенка ОРВИ»

4
Выпуск «Информационных листов успеха» о развитии ребенка в области «Культурно-гигиенические навыки», «Физическое развитие», «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»

5
Итог работы кружка «Азбука здоровья» просмотр развлечения «Я хочу здоровым быть»
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в нашей семье»
Папка-передвижка «Совместные прогулки на природу»


Третий год обучения
месяц
Наименование мероприятий

9
Буклеты для родителей «Формируем у детей привычку здорового образа жизни. Задачи на учебный год» - познакомить родителей с предстоящей работой по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, умениями и навыками которыми должны овладеть дети к концу учебного года.

10
Дни открытых дверей «Безопасность – это важно!» - присутствие родителей на физкультурном занятии, занятии в бассейне, наблюдение за организацией питания, сна, закаливающих мероприятий. Совместное развлечение «Уроки безопасности для кота Василия»

11
Выпуск семейных газет: «Я здоровье берегу»

12
Видеопособие «Гимнастика пробуждения»

1
В рамках родительского клуба «Особый ребенок»: формирование здорового образа жизни детей и родителей. Помочь родителям в установлении взаимопонимания со своим ребенком, умении с ним играть. Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка.
1. Аудио гостиная «Мы за здоровый образ жизни»
2.   Консультация «Живу по расписанию».
3. Совместная деятельность - изготовление атрибутов для дыхательной гимнастики.
4. Домашнее задание - «Поразмышляем, понаблюдаем»

2
В рамках кружка «Азбука здоровья» спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» - пропаганда активного, здорового семейного отдыха. Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между родителями и педагогами в воспитании детей.

3
Папка-передвижка: «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье»

4
Выпуск «Информационных листов успеха» о развитии ребенка в области «Культурно-гигиенические навыки», «Физическое развитие», «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»

5
Итог работы кружка «Азбука здоровья» развлечение: «Путешествие в страну Неболейку»
Анкетирование родителей «Мы голосуем за здоровый образ жизни»
Консультация: «Безопасное путешествие на море, дачу, в деревню»



Четвертый год обучения
месяц
Наименование мероприятий

9
Буклеты для родителей «Формируем у детей привычку здорового образа жизни. Задачи на учебный год» - познакомить родителей с предстоящей работой по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, умениями и навыками которыми должны овладеть дети к концу учебного года.

10
«Неделя нескучного здоровья» - просмотр родителями различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, практические занятия по выполнению пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, обзор литературы по ЗОЖ.

11
Информационный плакат для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома «Дышим правильно!» - улучшение дренажной функции легких, повышение общей сопротивляе-мости организма, его тонус, улучшение общего нервно-психического состояния

12
Фотоотчет «Мы гуляем»
Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»

1
Видеопособие «Правильная осанка-залог здоровья всего организма» - подбор упражнений для родителей для предупреждения нарушений правильной осанки у детей, профилактики заболеваний позвоночника.

2
В рамках работы кружка «Азбука здоровья» совместный спортивный досуг: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

3
Буклеты «Необычный мяч» - заинтересовать родителей совместно-спортивной деятельностью с детьми, подбор игр с мячом.

4
Выпуск «Информационных листов успеха» о развитии ребенка в области «Культурно-гигиенические навыки», «Физическое развитие», «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»
Папка-передвижка: «Первоклассник и его здоровье»

5
Итог работы кружка «Азбука здоровья» развлечение «Волшебный цветок Здоровья»
Анкетирование родителей «Мы ведем здоровый образ жизни!»




Пожалуйста, подождите
Конец формы