Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: Значение, употребление и написание приставок и предлогов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Павлов Михаил Валерьевич МБОУ «СОШ с.Нырья»
Предмет: История.
Класс:5.
Тема: Афинские школы и гимнасии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Характеризуют афинскую систему образования и воспитания;
Метапредметные:
- Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
- Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
- Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов.

ХОД УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя
Ребята, давайте подумаем: чему учили детей в Спарте?
Почему именно военное дело, физическое развитие было главным? Сегодня мы посетим древние Афины.
Как вы думаете: о чём у нас пойдёт разговор на уроке?
Правильно, о школах в Афинах. Что нам предстоит выяснить?
Да, как и чему обучали в афинских школах.

Деятельность учащихся
Спартанское воспитание, его особенности, с чем это было связано.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат? А в древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба. Почему такое происходило?
Деятельность учащихся
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя
Что нам предстоит сделать?
Деятельность учащихся
Проявляют познавательную инициативу.
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Надо сравнить обучение и воспитание в современной школе и афинской школе.

4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя
Что нам нужно сделать, чтобы провести такое сравнение?
Подумайте об этапах работы.
Деятельность учащихся
Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
Узнать, кто учил детей? Что было главным в обучении и воспитании? Использовать иллюстрации.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя
Предлагаю поработать в парах. Выясните и расскажите друг другу: кто были педагоги в древних Афинах?

Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше»?

Ребята, чем и на чём вы пишите?
А в Афинах на чём писали и чем?


Предлагаю разделиться на группы и исследовать: обучение в афинской школе и обучение в палестре.





Сравните школу и палестру.
В чём отличие современной школы?


Да, действительно, именно у греков возникло правило: в здоровом теле – здоровый дух.

Ребята, а как вы думаете: все дети в то время учились хорошо?
Попробуем исследовать текст в учебнике «Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына», чтобы ответить на этот вопрос.
«Спроси-ка его, почтеннейший. Где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Ребята, а после окончания школы где могут продолжить образование сегодняшние выпускники?
А как это было у афинян?
Рассказ учителя об афинских гимназиях.
Беседа по рассказу: что такое гимнасии?
Чему учились взрослые люди?

Назовите известных греческих учёных.
Учёные и философы вели споры и о природе человека.
Давайте поработаем в группах и выясним точки зрения по этому вопросу.
Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевлёнными, другие – неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.
Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: « по природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».


Деятельность учащихся
Педагог – «сопровождающий ребёнка». Он водил мальчика в школу и нёс его принадлежности. Сейчас учителя этого не делают. Дети сами всё несут в школу.
Ими были старые или увечные рабы, потому что они не годились для другой работы.


Ручкой, на бумаге.
Работа по иллюстрации учебника: дощечки, покрытые воском и стиль (палочка для письма)

Первая группа: учили читать, писать, считать, рисовать, стихи Гомера и других поэтов. Мальчики учились игре на флейте и хоровому пению.
Вторая группа: палестра – это школы борьбы, там мальчики с двенадцати лет занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В борьбе побеждал тот, сумел положить соперника три раза на лопатки.
Проводится сравнение.
Начальное обучение похоже, а позже большое внимание в афинских палестрах придавалось физическому воспитанию юношей, чтобы они были здоровыми, ловкими, красивыми.



Выслушиваются разные версии.

Работа с документом.

Видно, что не все дети учились хорошо.
Ученик не любил писать на дощечке.
Мать просит, чтобы учитель его наказал (задал порку).
Сейчас в школе нет физических наказаний.
Из документа видно, что за обучение родители платили, а сейчас образование в школе бесплатное.










В колледжах, институтах, академиях.



Гимнасии – школы для взрослых.
Продолжали заниматься гимнастикой, слушали лекции известных учёных на строение Вселенной, об устройстве государства, обучались красноречию.
Аристотель, Антифонт, Сократ.

Работа с документом по группам.
Каждая группа излагает точку зрения «своего» учёного.
Сравниваются позиции учёных, высказываются мнения учеников по этому вопросу, делается вывод.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Итак, ребята, давайте повторим то, что мы изучили на уроке.
Назовите учебные заведения в древних Афинах.
Что означают понятия – педагог, стиль, палестра, гимнасии.
Опишите по иллюстрации учебника урок гимнастики в палестре ( с. 183). Почему многие афиняне учились до старости?
Ученики проговаривают ответы, поправляют друг друга, помогают уяснить изученное.



7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя
Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока? Что удалось выяснить? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Узнали об особенностях афинской школы, сравнили обучение и воспитание в афинских школах и гимназиях с современной школой.

8 ЭТАП Домашнее задание. Сравните обучение и воспитание в Афинах и Спарте.