презентация по русскому языку на тему Слитное и дефисное написание частиц (7 класс)


Компьютерная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: « Раздельное и дефисное написание частиц» Автор проекта:учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1368 г. МосквыЛогачева Александра Вячеславовна Камень преткновения (лат. petra scandali) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи. Раздельно Части речи Через дефис  не друг, а враг Имя существительное чудо-машина  вовсе не весёлый   Имя прилагательное  юго-западный  отнюдь не весело  Наречие  мало-помалу   не у кого   Местоимение   кто-либо  в течение часа   Предлог   из-за   Частицы Проверьте! Тема урока: «Дефисное и раздельное написание частиц» Блистательно прожил свою сомнительную жизнь подпоручик Киже, дослужившийся до генерала! И «жизнь» эта — свидетельство того, что безобидная ошибка, даже обыкновен- ная описка может иметь самые неожиданные последствия. История знает множество подобных подпоручиков Киже. Очень часто причина их незаконного появления связана с неправильным чтением (а значит, и неверным пониманием) не разделенного на слова текста. Киже Новгородская грамота на бересте, написанная в XII в Лист из Изборника Святослава 1073 г., созданного в Киеве. В чем сходство этих текстов? Слитное письмо господствовало вплоть доИзобретения печатного станка и учрежденияво второй половине 16века первой крупнойТипографии в Москве Сравнивая старое и современное письмо, мы видим преимущество последнего. современное письмо - письмо смысловое, четко указывает на начало и конец слова. Позволяет -точно передать смысловую сторону речи, -избежать непонимания и двусмысленности, -помогает быстро и осмысленно читать текст А вы знаете, что… Раздельно пишутся: бы ли (ль) же (ж) Через дефис пишутся: -то -либо -нибудь -де –с -таки -ка Частицы Бывает, бессильна и логика. Пугаться ж, постой, не спеши. То, либо, нибудь, кое, таки, ка Ты только с дефисом пиши! Всё (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка),тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с) Раскрой скобки, поставь дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставь пропущенные буквы в словах. 1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 1.«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?» Разноуровневое задание1.Если бы ты был другим человеком, хотел бы ты быть своим другом? Почему?Используя частицы, составьте текст из 4-5 предложений.2.Вспомните афоризмы, пословицы, поговорки, загадки о дружбе, запишите и объясните их. Спасибо за внимание! Домашнее задание:параграф 65, упр. 381 (дополнительное задание: с одним из слов составьте ССП).