Классный час на темуДети против огненной забавы


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ТЕМАТИКЕ:
«Дети против огненной забавы»
432435188595
СОСТАВИТЕЛЬ:
Новикова Ираида Вениаминовна,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ «Чисменская ООШ»
2016 г.
Цели:
Образовательные.
Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности школьников.
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Задачи:
Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
Обучать действиям при возникновении пожара;
Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Не играй с огнём – погибнешь в нём!», слайд-фильм « Чтобы не было пожара», буклеты « Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности».
I. Организационный момент. - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том, как её сохранить в момент опасности.
- Отгадайте загадку. ( 2 слайд )
II. Вступительная беседа. ( 3 слайд )
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)
Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.
Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.
Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.
Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину.    
Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.
Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей) 
Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.
III. Когда огонь друг? ( 4 слайд)
Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Нам без доброго огня
                Обойтись нельзя и дня,
                Он надёжно дружит с нами,
                Гонит холод, гонит мрак.
                Он приветливое пламя
                Поднимает будто флаг.
                Всем огонь хороший нужен
                И за что ему почёт.
                Что ребятам греет ужин,
                Режет сталь и хлеб печёт.
                                                                   (Е.Ильин)
IV. Когда огонь враг? ( 5 - 6 слайды )
Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сёл исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Человеку друг огонь,
                   Только зря его не тронь!
                   Если будешь баловать,
                   То беды не миновать!
                   От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
                   Ничего не пощадит.
                   Уничтожить может школу,
                   Поле хлебное, твой дом
                   И у дома всё кругом,
                   И, взметнувшись до небес,
                   Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
                   Даже люди иногда
                   Это помните всегда!
V. Работа с пословицами и поговорками. ( 7 слайд )
- Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословицы и поговорки:
1. Утром, вечером и днем - осторожен будь с огнем.
2. Спичка – невеличка. Огонь – великан.
- А какие пословицы вы знаете?
(- Спички – не игрушки, а огонь – не забава.
- Спичка – невеличка, а от неё великан.
- Солома с огнём не дружит.
- Не шути с огнём – обожжёшься.
- Малая искра сжигает города.
- Пожар слезой не зальёшь.
- От копеечной свечи Москва сгорела.)
VI. Причины пожара. ( 8 - 9 слайды)
- Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
Утечка бытового газа;
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
VII. Чтобы не было пожара. ( 10 слайд )
Пожар – это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.
Помните! Чтобы не возник пожар, осторожно обращайтесь с огнем.
Все вы знаете, что «спички детям не игрушка. И это действительно так. Не балуйтесь со спичками, и не давайте шалить подобным образом своим друзьям.
Без присутствия взрослых не зажигайте спички и свечи.
Подвалы, сараи и чердаки – не лучшие места для игр, а тем более, если эти игры с огнем.
В темное время суток не ходите по деревянным постройкам, а если все же придется – воспользуйтесь электрическим фонариком.
Электроприборы, включенные в сеть, нельзя оставлять без присмотра, потому что они часто становятся причиной пожара.
Игры с электронагревательными приборами опасны для здоровья, а, в некоторых случаях, и для жизни.
Ребята! Эти правила никогда нельзя забывать. Рассказывайте о них своим товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу, лагерь и другие помещения от возгорания, и окажете неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам противопожарной службы.
VIII. А если пожар всё-таки возник? ( 11- 12 слайды)
Однако не всегда удается предотвратить пожар. Случается, что независимо от наших стараний по профилактике пожаров, возгорание все же происходит. Поэтому, нужно быть готовым к такой ситуации, чтобы не растеряться и действовать быстро и уверенно. Только так вам наверняка удастся спастись от огня, и помочь своим друзьям и близким.
Хорошенько заучите, и никогда не забывайте правила, которые помогут вам, если вдруг случится пожар:
Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не стоит.
Даже одна маленькая искорка может стать причиной большого пожара. Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении.
Оставшись в квартире один, не включай телевизор.
Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от огня. Если квартира не закрыта, не задумываясь, уходи из квартиры.
Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь, чтобы огонь не распространился по всей квартире.
Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в окно, зови на помощь.
Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.
Если вы обожгли на огне руку, подставьте ее под поток холодной воды, и зовите взрослых на помощь.
Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по нему, пока огонь полностью не погаснет.
Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь.
Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке.
IX. Познавательная и развлекательная игра: « Вызов по телефону пожарной команды». ( 14 – 15 слайды)
Ребёнок «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называет адрес, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
как лучше подъехать к дому. Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
X. Проблемные ситуации. ( 16 слайд)
1. Вернувшись из школы домой, вы обнаружили, что из – под соседней двери идет дым. Что вы будете делать?
2.      Находясь дома, вы слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую включен магнитофон, пошел дым, розетка затрещала. Ваши действия.
3.      Мальчишки курили на лестничной площадке подъезда. Вдруг они заметили взрослых и бросились бежать, бросив непотушенную сигарету. Начался пожар. Как бы вы поступили на месте мальчишек?
XI. Рефлексия. ( 17,18, 19 слайды ) Пожар – это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.
Помните! Чтобы не возник пожар, осторожно обращайтесь с огнем.
Все вы знаете, что «спички детям не игрушка. И это действительно так. Не балуйтесь со спичками, и не давайте шалить подобным образом своим друзьям.
В заключении нашего занятия просмотрим слайд-фильм «Чтобы не было пожара». ( 3 мин) Приложение 1( на диске ).
После просмотра каждый ребёнок получает буклет с правилами пожарной безопасности. ( Приложение 2)