Научно-исследовательская работа на тему Этническая идентичность современных подростков


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
Научно-исследовательская
работа
«Этническая идентичность
современных подростков»
Выполнил: Тулуш Айыжы,
ученик 8 класса МОУ «Гимназии
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
Научный руководитель: Чебодаева А.А.,
педагог-психолог МОУ «Гимназия
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»
г. Шагонар-2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая часть……………………………………………………….4
Глава 1. Понятие этнической идентичности, её виды и уровни…………………………………………………………………..4
Глава 2. Влияние этнической идентичности на формирование толерантности у современных подростков…………………………..6
Исследовательская часть…………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………16
I. Введение
В настоящее время постепенно, но верно происходит стирание межэтнических границ, упразднение национальных обычаев, традиций, что несомненно приводит к утрате восприятия самого себя, как представителя этноса. Так, в последнее время в респ. Тыва стало престижным отдавать своих детей в так называемые «русские» классы, где не ведется изучение родного для этих детей тувинского языка, но эти классы на 60-80% состоят из детей тувинской национальности. Как правило, родители объясняют это тем, что это будет им в пользу при поступлении в высшие учебные заведения и обучении за пределами нашей республики. Задумываются ли родители, делая этот выбор, что язык – это не только основа культуры народа, но и неотъемлемая часть уникальности их собственного ребенка?
Объект исследования.
Объектом исследования являются подростки г. Шагонара.
Предмет исследования.
Предметом исследования является этническая идентичность современных подростков.
Цель исследования.
Выявить особенности этнической идентичности у современных подростков г. Шагонара.
Задачи исследования.
Изучить понятие «этническая идентичность» и его роль в современном мире;
Исследовать особенности этнической идентичности у подростков г.Шагонара;
Выявить влияние этнической идентичности на формирование толерантности у современных подростков.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Понятие этнической идентичности, её виды и уровни
Идентичность каждого определяют родители, язык, страна и время.
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в философии, психологии, этнологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями или в разных аспектах. Главным характерным признаком и основанием этого понятия является тождественность самому себе.
Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.
Можно выделить два уровня идентичности. Первый — личностно -психологический — осознание человеком, кто есть я. Оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка. Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как члене какой-то группы, а также теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности.
Второй уровень — социально-психологический. Эти представления формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности, что возможно только во взаимодействии с другими подобными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете.
Кроме уровней в этнологии принято выделять виды этнической идентичности. Последняя может быть осознанной или бессознательной (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущественно для другого); полной или частичной (можно осознавать себя частью одного народа, а можно — одновременно двух и более народов, семьи, профессионального коллектива и т.д.); непосредственной и опосредованной. Опосредованная идентификация осуществляется включенностью в соответствующую этническую общность или группу: я идентифицируюсь с конкретным народом через включенность в его различные этнические коллективы и целостности. К таким целостностям относятся любые субъекты — семья, социальные страты, субэтносы, этнографические группы и т.п. Включенная идентичность может быть многоуровневой и иерархизпрованной: я идентифицируюсь с народом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу и т.д.Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как позволяет самореализоваться личности больше, чем любая другая социальная группа. При этом этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.
В итоге этнической идентичности выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.
Глава 2. Влияние этнической идентичности на формирование толерантности у современных подростков
Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.
Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.
Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому различным аспектам формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, в тренинге уделяется большое внимание. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму; известны молодежные группировки, по строенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над "чужими". В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности, в первую очередь, этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу.
Ни гиперидентичность, ни гипоидентичность не могут обеспечить толерантного поведения по отношению к окружающим людям. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Она характерна для большинства людей и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и к другим этническим группам. Позитивную этническую идентичность можно рассматривать, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой, - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Ее формирование предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения и в то же время - постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположности "меньшинство-большинство", "титульный-нетитульный", принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса. III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В 8–ых классах (15 человек 8 класса МОУ «Гимназии г. Шагонара», 15 человек 8 «б» класса МОУ «СОШ №1 г. Шагонара») был проведен опросник для диагностики этнической идентичности и толерантности учеников. Таким образом, всего в данном опросе участвовало 30 человек.
Предложенный испытуемым опросник содержал 24 основных вопроса и информационную часть об опрашиваемом. После опроса полученные данные были интерпретированы и обобщены, в итоге результаты опроса являются таковыми:
На первый вопрос «Попробуйте, пожалуйста, 5-6 раз ответить на вопрос «Кто Я»» 15 учащихся (50 % опрошенных) ответили, что являются учениками, 12 учащихся (40 %) написали «человек», 14 учащихся (35 %) отметили свой пол (мальчик или девочка), 9 учащихся (30 %) обозначили свой статус в семье (младший сын, старшая дочь и т.д), 8 учащихся (25 %) описали свои качества (добрая, сильный, крутой, модная и т.д.), 6 человека (20 %) сочли важным написать свои увлечения (спортсмен, танцовщица, футболист и т.д.), 3 человека (10 %) ответили, что являются гражданами своей страны и ни один учащийся не отметил своей принадлежности к национальности.
На второй вопрос «Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своей нации?» 18 человек (60 %) ответили «спокойную уверенность», 9 учащихся (30 %) гордятся своей национальностью, у 3-х учащихся (10 %) это не вызывает никаких чувств.
На третий вопрос «Назовите 4-5 характерных черт, свойственных на Ваш взгляд представителям национальности, к которой Вы принадлежите?» 15 человек (50 %) ответили «особая культура, традиции», 9 учащихся (30 %) отметили такие качества, как «гостеприимство, общительность, тактичность», 6 учащихся (20 %) считают, что их национальности свойственны «способность к творчеству, житейская мудрость», 3 учащихся (10 %) преобладающими считают «невозмутимость, физическую красоту и развитость, речевую культуру», 1 учащийся (5 %) говорит о «горячем нраве и неумении управлять собой», 9 учащихся (30 %) не ответили на поставленный вопрос.
На 4-ый вопрос «Какие еще национальности проживают в Вашей местности?» все 30 учащихся (100 %) ответили «русская национальность», 15 человек (50 %) – «киргизская», 9 учащихся (30 %) – «монгольская», по 3 учащихся (10 %) отметили – «бурятская», «армянская», «хакасская», «китайская», 1 учащийся (5 %) – «цыганская».
На 5-ый вопрос «Чем люди этих национальностей отличаются от людей Вашей национальности?» 27 человек (90 %) отвечают «внешностью, внешними признаками», 18 учащихся (60 %) считают, что отличаются «культурой, традициями, обычаями, языком», 6 восьмиклассников (20 %) – «менталитетом», 3 учащихся (10 %) – «религией», ещё 3 учащихся (10 %) – «эмоциональной сдержанностью», 1 человек (5 %) не ответил на поставленный вопрос. На 6-ой вопрос «Знания о культурных особенностях других народов я получаю…» 30 (100 %) учащихся ответили «по рассказам взрослых (родителей, учителей и др.)», «из средств СМИ»; 15 человек (50 %) считают, что получают эти знания из произведений, заданных для прочтения в школе, или самостоятельно читая художественную литературу; 9 восьмиклассников (30 %) узнают о других народах, посещая выставки, музеи и т.д.; и только 6 человек (20 %) получают эти знания через личные контакты с представителями других национальностей.
На 7-ой вопрос «Твой родной язык?» все 30 учащихся (100 %) ответили «тувинский язык».
На 8-ой вопрос «Я придерживаюсь национальных обычаев (праздников, обрядов). Каких?» 27 (85 %) ответили «празднование Шагаа», 3 учащихся (15 %) – никаких.
На 9-ый вопрос «Какие события из жизни своего народа ты знаешь?» 21 учащихся (70 %) ответили «Восстание шестидесяти богатырей», 12 учащихся (40 %) – «вхождение ТНР в состав России», 9 человек (30 %) – «участие тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне», 6 восьмиклассников (20 %) отметили «освобождение от татаро-монгольского ига», 3 человека (15 %) не ответили на поставленный вопрос.
На 10-ый вопрос «Я знаю события из истории других народов России (какие и каких народов)» 6 учащихся (20 %) ответили «Гражданская война», «Восстание декабристов», 6 человека (20 %) – «принятие христианства», «Октябрьская революция», 3 учащихся (10 %) –«Смутное время», «покорение Ермаком Сибири», не ответили на данный вопрос 15 учащихся (50 %).
На 11-ый вопрос «Я знаю национальных героев» 27 учащихся (90 %) ответили «Тюлюш Кечил-оол», 15 человек (50 %) выбрали «Хомушку Чургуй-оол», 12 учащихся (40 %) указали «Веру Байлак», 9 восьмиклассников (30 %) считают национальным героем Ларису Ооржак, 6 человека (20 %) – «Самбажык», 3 человека (10 %) – Аяс Монгуш, не ответили на поставленный вопрос 9 человек (30 %).
На 12-ый вопрос «Я знаю сказки моего народа» 15 человек (50 %) ответили «Оскус-оол», «Ак-сагыш, Кара-сагыш»; 12 человек (40 %) - «Тос оолдуг Доктагана кадай»; 9 человек (30 %) – «Кангывай Мерген», «Уш чуул эртемниг оол», 6 учащихся (20 %) – «Танаа-Херел», 3 учащихся (10 %) - «Алдын-Куш», «Бора-Шээлей», «Бору биле кижи», не ответили на вопрос 3 учащихся (15 %).
На 13-ый вопрос «Я знаю сказки других народов России (какие и каких народов)» 15 человек (50 %) ответили «Колобок», 9 учащихся (30 %) – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», 6 восьмиклассников (20 %) – «Золушка», «Репка», «Аленушка и братец её Иванушка», «Теремок», 3 учащихся (10 %) – «Данко», «Летучий корабль», «Лиса и волк», не ответили на вопрос 3 человека (10 %).На 14-ый вопрос «Я знаю песни моего народа» 9 учащихся (30 %) ответили «Хырбача», «Теве-Хая», 6 учащихся (20 %) – «Тыва мен», «Хайыракан», «Дээн-Дээн», «Тооруктуг долгай Тандым», Гимн Республики Тыва, по 3 учащихся (10 %) – «Чалгынныг куш», «Агитатор», «Курай-курай», «Авай», 1 учащийся (5 %) – «Усть-Элегест», не ответили на вопрос 6 человек (20 %).
На 15-ый вопрос «Я знаю песни других народов России (какие и каких народов)» 9 учащихся ответили (30 %) «Гимн Российской Федерации», 3 учащихся (10 %) – «Ой, мороз, мороз», 3 учащихся (10 %) – «Ты ж менэ пидманула», 1 ученик (5 %) – «Я - черкес», не ответили на поставленный вопрос 12 учащихся (40 %).
На 16-ый вопрос «Кто из великих людей России Вам нравится?»
- из правителей – 15 учащихся (50 %) ответили «Петр I», 12 учащихся (40 %) нравится В.В. Путин, 3 учащимся (15 %) – Александр I, 3 учащимся (10 %) – Екатерина II, еще 3-м учащимся (10 %) - Д.А. Медведев, 3 человека (10 %) ответили на данный вопрос «Никто»;
- из полководцев – 15 учащихся (50 %) отвечают «Суворов», 9 учащихся (30 %) называют фамилию Кутузова, 3 учащихся (10 %) – Меньшикова, 3 учащийся (10 %) – Георгия Победоносца, не ответили на данный вопрос 4 учащихся (15 %).
- из землепроходцев, мореходов, путешественников – 9 учащихся (30 %) ответили «Пржевальский», 6 человека (20 %) написали «Крузенштерн», 3 человека (10 %) указали «Никитин», 9 человек (30 %) не ответили на поставленный вопрос. - из фабрикантов, меценатов, купечества – 3 учащихся (10 %) ответили «Милютин», 3 учащихся (10 %) – Морозов, 3 учащихся (10 %) – Рябышев, остальные 70 % не ответили на поставленный вопрос.
- из деятелей культуры и науки – 15 учащихся (50 %) ответили «Менделеев», 9 учащихся (30 %) – Ломоносов, 4 учащихся (15 %) – Пушкин, 3 учащихся (10 %) – Лермонтов, 6 учащихся (20 %) не стали отвечать на вопрос.На 17-ый вопрос «Я знаю выдающихся деятелей культуры моего народа» 15 человек (50 %) ответили «Игорь Кошкендей», 12 учащихся (40 %) написали «Станислав Ириль», 9 учащихся (30 %) – Монгуш Кенин-Лопсан, 8 учащихся (25 %) – Степан Сарыг-оол, 6 учащихся (20 %) – Максим Мунзук, 4 учащихся (15 %) – Андрей Монгуш, не ответили на поставленный вопрос 4 учащихся (15 %).
На 18-ый вопрос «Как вы понимаете слово «Отечество»?» 27 человек (90 %) ответили «вся Россия», 1 учащийся (5 %) – место, где родился; 1 учащийся (5 %) – место, где живет.На 19-ый вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время?» 16 учащихся (55 %) ответили «читать», 9 учащихся (30 %) – слушать музыку, 6 учащихся (20 %) предпочитают заниматься спортом, 4 учащихся (15 %) - петь, играть на гитаре, 4 учащихся (15 %) посвящают свободное время компьютерным играм, 3 учащихся (10 %) – любят что-то мастерить, еще 3 человека (10 %) – смотреть познавательные программы или играть в компьютерные игры, по 3 человека (10 %) ответили «играть в футбол» или «гулять на свежем воздухе».
На 20-ый вопрос «Где вы бывали, кроме места, где Вы живете?» 24 человек ответили «в других городах (поселках) своей республики», 6 учащихся (20 %) – бывали в других областях России.
На 21-ый вопрос «Укажите в какой степени ощущаете себя представителем своей национальности?» 9 учащихся (30 %) ответили «ощущаю в сильной степени»; 9 учащихся (30 %) – ощущают в незначительной степени; 9 учащихся (30 %) ощущают в значительной степени, 3 учащихся (10 %) ощущают в довольно сильной степени.
На 22-ой вопрос «Укажите в какой степени Вы ощущает себя гражданином России?» 12 учащихся (40 %) ощущают в сильной степени; 12 учащихся (40 %) ощущают в значительной степени; 6 человека (20 %) ощущают в довольно сильной степени.
На 23-ий вопрос «Я считаю понятия «русские» и «россияне» - это одно и то же» 15 учащихся (50 %) ответили, что не согласны с данным утверждением; 6 учащихся (20 %) согласны с данным предложением; 6 учащихся (20 %) абсолютно согласны с этим, 3 учащихся (10 %) затруднялись с ответом на данный вопрос.
На 24-ый вопрос по оценки приведенных высказываний учащиеся ответили следующим образом:
- 15 учащихся (50 %) полностью согласны, что национальное гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства; 9 учащихся (30 %) согласны с данным утверждением; 3 учащихся (10 %) в большей степени согласны, чем не согласны; 3 учащихся (10 %) затрудняются ответить на данный вопрос.- 24 учащихся (80 %) полностью не согласны, в круг их друзей должны входить люди только их национальности; 3 учащихся (10 %) не согласны с данным утверждением; 3 учащихся (10 %) в большей степени не согласны, чем согласны.
- 6 учащихся (20 %) совершенно согласны, что попав в другую культуру человек должен разговаривать на языке большинства; 6 учащихся (20 %), напротив, полностью не согласны с данным высказыванием; 6 учащихся (20 %) в большей степени, согласны, чем не согласны; 6 учащихся (20 %) затруднялись ответить на данный вопрос.- 15 учащихся (50 %) совершенно согласны с тем, что их обижает, если они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа; 9 учащихся (30 %) согласны с данным утверждением; 3 учащихся (10 %) согласны с данным утверждением в большей степени, чем в меньшей; 3 учащихся (10 %) полностью не согласны с этим высказыванием.- 15 учащихся (50 %) полностью не согласны с тем, что им бы не хотелось, чтобы человек, говорящий на другом языке, учился в их классе; 6 учащихся (20 %) не согласны с этим утверждением; 6 учащихся (20 %) согласны в большей степени, чем не согласны; 3 (10 %) – полностью согласны с высказыванием.- 12 учащихся (40 %) – в большей степени согласны, что обращают внимание на национальность человека, с которым знакомятся; 6 учащихся (20 %) совершенно не согласны с этим утверждением; 3 учащихся (10 %) не согласны с ним; 3 учащихся (10 %) больше не согласны, чем согласны с этим; 3 учащихся (10 %) согласны, что национальность при знакомстве имеет значение; 3 учащихся (10 %) затруднялись ответить на этот вопрос.
- 6 учащихся (20 %) совершенно согласны, что поддерживают смешанные браки, так они связывают между собой различные национальности; 6 учащихся (20%) полностью не согласны с этим; 6 учащихся (20 %) согласны в большей степени, чем в меньшей; 3 учащихся (10 %) согласны с ним; 3 учащихся (10 %) не согласны. - 12 учащихся (40 %) полностью согласны, что им хотелось бы изучать язык сверстника другой национальности, чтобы общаться на его родном языке; 6 человека (20 %) согласны с данным утверждением в большей степени; 6 учащихся (20 %) не согласны в большей степени, 6 человека (20 %) затрудняются ответить.
- 18 учащихся (60 %) совершенно согласны, что необходимо введение специального предмета, позволяющего изучать другие культуры, их обычаи, традиции и др. особенности; 6 человека (20 %) согласны в большей степени; 3 учащихся (10 %) согласны с высказыванием; 3 учащихся (10 %) полностью не согласны с ним.
Таким образом на основе полученных результатов можно сделать выводы о том, что:
уровень этнической идентичности у 3 учащихся (10 %) соответствует уровню выше среднего; у 12 учащихся (40 %) – средний уровень; 15 учащихся (50 %) – низкий уровень этнической идентичности.
у 9 учащихся (30 %) наблюдается средний уровень толерантности; у 16 учащихся (55 %) - уровень ниже среднего; у 3 учащихся (15 %) уровень толерантности выше среднего уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Социальное происхождение, национальные, этнокультурные особенности оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов его взросления и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного новообразования, которое не зависело бы от этнических и культурно-средовых факторов. Поэтому проблема этнической идентичности у современных подростков в настоящее время является актуальной и социально значимой.
В ходе нашего исследования мы выявили, что существуют проблема этнической идентичности у подростков г. Шагонар, которая выражается в особенностях принятия себя как представителя этноса, недостаточном знании культуры и истории своего народа, а также влиянии уровня этнической идентичности учащихся на формирование у них толерантности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире – 1995. - № 3.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 432 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студ. вузов по спец. «Психология». - М.: ИП РАН, Академический проект, 2000. – 320 с.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: научн. изд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.
Школа и мир культуры этносов / Ученые записки Института национальных проблем образования, вып. 2. - М., 1995. – 348 с.