Урок по химии для 9 класса «Азотная кислота и её соли».


«Познание начинается с удивления»
(Аристотель)
Тема урока: «Азотная кислота и её соли».
Тип урока. Комбинированный урок. Цель урока: «Изучить свойства и применение азотной кислоты и её солей». Задачи:
Развивающие – научить школьников видеть происходящие в нашей жизни процессы, правильно ставить перед собой задачи, адекватно оценивать уровень своих знаний и умений, владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез). Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Воспитательные – воспитание здорового, образованного, высоконравственного человека: формировать умение работать индивидуально и в группе, дискутировать, оценивать работу товарищей. Воспитывать заинтересованное отношение к своему здоровью, способствовать усвоению норм поведения, сохраняющих здоровье и окружающую среду.
Образовательные – познакомиться со свойствами азотной кислоты, на основании которых её относят к группе кислот, а также обусловленными наличием в её молекуле азота в высшей степени окисления. Закрепление знаний о реакциях ионного обмена и об окислительно-восстановительных реакциях. Расширение представлений о солях, их значении для военной промышленности и сельского хозяйства. Получение знаний по безопасности жизнедеятельности. Подготовка к государственной итоговой аттестации.
Технологии:
личностно - ориентированные технологии,
технология поддержки ребенка, деятельностный метод,
поисково-исследовательский метод,
здоровьесберегающие технологии.
Организация учебного пространства:
компьютер учителя, проектор, нетбуки, реактивы, учебник «Химия - 9», О.С. Габриелян, Дрофа 2010 г., рабочая тетрадь.
Оборудование к экспериментам.
Приложение 4. Технологические карты к уроку.
Приложение 5. Инструктивные карты к уроку.
Мультимедийное сопровождение:
Презентация Power Point. Приложение 1.
Флэш-слайды Macromedia Flash Player 8.0
Файл NotebookПрезентации школьников. Приложения 2,3.
Теленовости
Используемое программное обеспечение:
WordPower PointMacromedia Flash Player 8.0
Windows media player
Структура урока
Технологические этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Мультимедийноесопровождение
Организационный момент.
Приветствует учеников. Ответ на приветствие. Улыбки. Интрига урока.
Мотивирует на деятельность.
«В школу пришла необычная посылка,- говорит учитель. Давайте посмотрим, что в ней».
В посылке овощи и лист бумаги, (пропитанный селитрой), записка: «ПОДОЖГИТЕ».
Учитель демонстрирует опыт.
Говорит об открытии азотной кислоты и использовании её солей в древнем Китае для изготовления черного пороха.
Желание узнать новое.
Смотрят посылку. Выдвигают гипотезы.
Предполагают, что в овощах нитраты.
Выдвигают гипотезу, что горючее вещество – производное азотной кислоты.
Учит учащихся видеть и формулировать проблемы: мотивирует учащихся на целеполагание.
Активизирует аналитические функции учащихся вопросами: а) что они знают по теме: «Азотная кислота и её соли»?
б) на какие сведения могут опираться?
Прогнозируют цели урока.
Это то, что они должны узнать.
Отмечают, что уже знают: основность, СО азота в кислоте, изменение цвета индикаторов, названия солей.
Получение кислоты из аммиака.
Заполнение технологической карты «Что знаю».
Приложение1.
Слайд № 1.
Приложение 4.
Мозговой штурм. Проверка домашнего задания. Учит учащихся работать с КИМами: проверка домашнего задания. Ответить на вопросы теста. Решить цепочку уравнений, заданных на дом. Класс отвечает на вопросы теста. Одновременно, один ученик решает на доске цепочку из домашнего задания: РТ с. 117, № 8. Приложение1.
Слайд 2-7.
Учитель предлагает поменяться работами и провести проверку теста друг у друга.
Активизирует к исследовательской работе: предлагает ученикам спрогнозировать свойства HNO3.
Взаимопроверка теста. Оценка.
Заполнение технологической карты «Что предполагаю узнать»
Слайд 8.
Слайд 9.
Заполнение технологической карты «Что предполагаю узнать»
Изучение новой темы. Организует практическое занятие. Л.О. № . (1 группа)
Исследуют растворение азотной кислоты в воде, изменение окраски индикаторов.
Представляют итоги работы.
Л.О. № 2. (2 группа)
Исследуют взаимодействие кислоты с основным оксидом.
Представляют итоги работы. Слайды 10,11.
Л.О. № 3. (3 группа)
Исследуют взаимодействие кислоты с основанием.
Представляют итоги работы. Л.О. № 4. (4 группа)
Исследуют взаимодействие кислоты с солями более слабой кислоты.
Представляют итоги работы. Л.О. № 5. (5группа)
Исследуют взаимодействие кислоты с белком. Представляют итоги работы.
Демонстрирует видео-ролик «Взаимодействие с Ме» или проводит демонстрационный эксперимент. Записывают уравнения в тетрадь (с.117, упр. 7(а,б).
Два ученика составляют ОВР на доске. Демонстрация фрагмента. Диск CD. (Вз. с Ме).
Мотивирует учащихся на анализ проделанной экспериментальной работы.
Просит провести анализ состава полученных в результате реакций солей, дать определение. Дают определение солям азотной кислоты: «Соли азотной кислоты называются нитратами». Слайд 12.
Слайд 13.
Мотивирует на работу с учебником.
Предлагает вспомнить о провозглашении РФ 2013 года - годом охраны окружающей среды. Читают о применении солей азотной кислоты. Отвечают на вопр.9, 10 в РТ, с.118.
Задание № 6.
(6 группа)
Выполнение работы на нетбуке: «Применение азотной кислоты в военном деле. Охрана окружающей среды».
Задание № 7.
(7 группа)
Выполнение работы на нетбуке: «Азотные удобрения». Презентация учеников по теме. Приложение 2.
Взрыв на химическом заводе. Кислотные дожди.
Приложение 3.
Теленовости о нитратах и презентация учеников по теме: «Нитраты и здоровье».
Рефлексивно-оценочный этап. Совместно с учащимися подводит итог урока, комментирует и выставляет оценки. Совместно с учителем подводят итог урока, комментируют и оценивают работу товарищей.
Заполняют технологическую карту «Что узнал»
Оценивают свою работу на уроке. Заполнение технологической карты «Что узнал».
Слайд 16.
Слайд 17, 18.
Домашнее задание: Слайд 19.
§26, РТ с. 117, упр.6,7 (в,г), 11.
Учитель благодарит всех за урок и разрешает съесть овощи.


Используемая литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17.12.2010 г.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. 2004 г.
Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения //Народное образование.-2005.- № 9.с. 115-126.
Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. Иркутск. -2002 г.
Инновационные технологии в образовательно-воспитательной деятельности. РГУ им. С.А.Есенина. Рязань.-2007 г.( стр. 282).
Найденов А.М. http://aldrnam62.narod.ru/
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006 г.
Фокина Е.Ф. Система работы учителя, направленная на достижение учащимися обязательных результатов по химии. РОИРО, Рязань, 1998 г.