Статья Применение ИКТ на уроках истории

Применение ИКТ на уроках истории как средство формирования ключевых компетентностей

В настоящее время использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся,  развивает мышление, восприятие, память.
Использование ИКТ на уроках истории позволяет учащимся в наиболее интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и  закреплять его, что способствует систематизации знаний.
Использование компьютерных технологий на уроках истории позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам, так как в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
 
Очень важным является то, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:
учитывать возрастные особенности и интересы детей,
контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (чередовать виды и формы работы),
следить за темпом работы (не должен  быть быстрым, навязанным),
исключать всякое принуждение  и подавление желаний ребенка.
Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей и мотивации учения;
возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);
Выделим основные возможности применения ИКТ на уроках истории. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии памятников, городов, известных людей и др.,
отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
схемы и таблицы,
тесты, кроссворды для проверки знаний,
видеоматериалы по различным темам.,
аудиозаписи
музыкальное сопровождение при демонстрации видеоматериалов
Работа по внедрению новой технологии позволяет и самому учителю повысить собственную информационную компетентность, так как он учится структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.

В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями  в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
Использование ИКТ позволяет более эффективно работать над текстом.
ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
Применение ИКТ на уроках истории позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. 
Систематичное и активное использование ИКТ на уроках истории приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

Как показывает опыт, у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей компьютерных технологий.
Итак, компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении (введении) нового материала; при закреплении; при повторении; при контроле.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Не подлежит сомнению, что учитель, который широко использует презентации на уроках истории, повышает интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Одной из таких программ является программа Power Point из пакета Microsoft Office.

Информационно-коммуникационные технологии способны:
повысить уровень наглядности на уроке;
стимулировать познавательный интерес к истории;
придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета;
индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников;
учителю, применяющему ИКТ на уроках легче установить контакт с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Именно эти дети становятся главными помощниками учителя, что повышает и их самооценку.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что система обучения с использованием ИКТ имеет ряд преимуществ:
она позволяет уменьшить непроизводительные затраты труда учителя;
дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования;
предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны;
повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»;
способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
повышает мотивацию учения;
развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.




+ђ Заголовок 215