Обобщение опыта работы по теме самообразования «Использование художественного текста на уроках русского языка и литературы»


 
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Использование художественного текста на уроках русского языка и литературы»
Майоршина Н.Г. , учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа» Республики Калмыкия
Мастерство учителя – это специальность,
которой надо учиться».
А.С. Макаренко:
Как пробудить у учащихся интерес к изучению предмета?  Профессия учителя русского языка и литературы мне нравится тем, что учитель может импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. Только в школе можно научить детей читать и понимать художественные произведения не только современных писателей, но и мировых классиков. Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявляя его индивидуальное. Я с большим удовольствием включаю в каждый урок работу с художественными текстами, ибо понимаю, что чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Особенно люблю поэзию. Отгадывать тайну стихотворения – самое увлекательное занятие. Убеждаю в этом и детей. И сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, так как на таких уроках каждый ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом. Я стараюсь, чтобы прикосновение к художественному тексту не превратилось в его расчленение, а было бы вдумчивым разговором с писателем, поэтом-мудрецом.
В 2011 -2012 учебном году я начала свою работу по теме «Использование художественного текста на уроках русского языка». Прежде всего, я проанализировала специальную литературу по проблеме исследования, передовой опыт творчески работающих учителей русского языка и литературы. По моим наблюдениям, данная тема наиболее глубоко рассматривается на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене. Следовательно, для получения более значимого результата необходимо начинать работу уже с 5 класса.
Проблему «Использование художественного текста на уроках русского языка» я освещала на заседаниях школьного методического объединения. В период 2011-2014 года на внутришкольных семинарах, заседаниях МО мной были подготовлены выступления на следующие темы:
«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Изучение русского языка и литературы в свете современных технологий»
Свою практическую деятельность по данной теме я начала в 2013-2014 учебном году. Но интерес к ней зрел у меня давно. Меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь мне помог приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Если бы Пушкин был жив…», «Герои и новое время», « А вдруг ты завтра оппадешь…….»
Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
уметь работать с книгой
уметь находить и выделять главное
уметь выделять причинно-следственные связи
уметь формулировать и отстаивать свою позицию
уметь анализировать и сопоставлять
уметь оценивать результат своей работы
В современных условиях главной задачей образования является получение учащимися определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Развитие творческих способностей учащихся позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
более интересно и насыщенно проводить уроки,
активизировать читательскую деятельность учащихся
формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:
Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций
Преимущества, получаемые учеником:
Интересный, доступный путь усвоения информации
При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
Повышается мотивация к учебе
Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
Развивается речевое творчество учащихся
Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда
В своей работе опираюсь на:
использование текстов художественных произведений
использование Интернет-ресурсов
использование элементов инновационных технологий (синквейн, ИКТ, тренажеры и тесты и др.)
использование электронного учебника по русской литературе (5- 9 кл.)
Развитие творческих возможностей учащихся позволяет «разбудить» способности, вызвать интерес к изучаемой теме, максимально включиться в работу не только на уроке, но и при подготовке творческого домашнего задания. Так как любая творческая работа требует прежде всего владение материалом, то в основном учащиеся самостоятельно читают текст или литературу по данной теме.
Почти на каждом уроке русского языка с 5 по 9 класс я использую поэтический текст, разный по объему, содержанию, жанру. Подбор стихов зависит от темы урока. В работе использую небольшие по объему тексты, они несут воспитательное и познавательное значение. Связные тексты, отрывки из художественных и научно- популярных книг интересны для школьников, они обогащают словарь учащихся, помогают создавать свои творческие работы на более высоком уровне. Текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Опора на текст создает условия для нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих и коммуникативных способностей. Использование связных текстов, которые расширяют знания учащихся, развивают речь. Работа с текстами включена во все разделы русского языка, на текстах изучаются орфограммы и правила; тексты выполняют образовательную, развивающую, воспитательную, творческую функции.
Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем:
• На уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли,
• Связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описания природы по личным наблюдениям:
• Текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.
Особое значение для современного учителя приобретает умение отбирать
тексты и преобразовывать языковой материал в дидактический.
На уроках литературы обучающиеся знакомятся с воздействием художественного произведения на чувства, мысли, настроения человека, его внутренний мир, духовные стороны. Через познание жизни выдающихся людей школьники учатся анализировать свои эмоциональные состояния, отклики на их творения, которые возникли в момент чтения произведения. Я на своих уроках и во внеурочное время работаю над выявлением способностей, активизацией мышления и воображения через различные виды деятельности с использованием современных технологий . Эффективно применяю в своей деятельности различные формы и методы образовательного процесса, благодаря которым повышается мотивация, раскрываются творческие способности, индивидуальные особенности ребенка. Что я применяю в своей практике?
Одна из задач художественной литературы – помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове. Технология критического мышления расширяет спектр задач. Художественная литература – это особый мир, живущий по своим законам. Художественный текст обладает свойством выдавать разным читателям разную информацию, каждому в меру его понимания. Стадия вызова предназначена для актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, а предметом на уроках литературы становятся и текст и отражённая в нём человеческая жизнь. На этапе осмысления содержания учащимся даётся возможность отследить процесс рождения новых идей, то есть ученик получает опыт работы. Стадия рефлексии даёт широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором. Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео- и компьютерную информацию становятся чрезвычайно острой проблемой для развития молодого поколения. Чтение с остановками. Это организация чтения с использованием различных типов вопросов. Текст заранее делится на смысловые части, где будут производиться остановки. Задания к тексту формулируются с учётом уровня познавательной деятельности. Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определённую информацию. Уточняющие вопросы дают возможность уточнить то, что он только что сказал. Объясняющие вопросы направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы предполагают развитие воображения школьников: «А что было бы, если бы Герасим не утопил Муму?». Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов: «Почему Дубровский поступил именно так, а не иначе?» Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?» Стратегия чтения с остановками дополняется разнообразными приёмами технологии на стадии вызова и рефлексии. Вызов: конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики. Осмысление содержания: чтение текста с остановками, обсуждение содержания каждого и прогноз развития сюжета. Рефлексия: осмысление текста – творческое письмо, дискуссия, совместный поиск. Бортовые журналы: каждая колонка постепенно заполняется учениками на стадии вызова. Интересным приёмом является дневник, который даёт возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Лучше всего такие дневники использовать во время чтения текста дома в спокойной обстановке. В левой части дневника учащиеся записывают моменты, которые произвели на них сильное впечатление. Справа они должны дать комментарий. Работа с дневниками продолжается на уроках на стадии рефлексии. С их помощью текст разбирается, учащиеся делятся своими впечатлениям.
Вместе с ребятами мы подготовили и систематизировали дидактический и раздаточный материал по русскому языку, творческие работы по литературе, научились выполнять различные виды творческих работ: письмо герою (автору), дневник литературного героя, писать стихи, рассказы и сказки (проба пера), составлять тесты по русскому языку, проводить урок-диспут, составлять презентации, путешествовать во времени вместе с героями произведений. В новых учебниках русского языка и литературы, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения введены задания – подготовить презентацию. Исходя из этого, я тоже начала давать такие задания. Подготовка к ним требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска. Так, подготовлены учащимися такие презентации: по жизни и творчеству А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Пришвина, Н.Некрасова , «Пушкин и няня», по повести «Дубровский», «Русский язык в картинках», «Фразеология в пословицах и поговорках». Пока презентаций немного, но работа будет продолжена. Каковы же результаты самообразования в моей педагогической деятельности?
Это повышение качества преподавания предмета; разработка и издание методических пособий на страницах Интернета; доклады, выступления на школьных и районных семинара методического объединения учителей русского языка и литературы; участие и результативность в конкурсах различного уровня: Международный конкурс «Русский Медвежонок», «Новый урок», «Инфоурок», олимпиады «Олимпус», олимпиады, проводимые «Центром поддержки талантливой молодежи», интеллектуальные марафоны .
Жизнь не стоит на месте: появляются новые книги, методические пособия, большой вклад вносят практические работники, рассказывая о своем опыте обучения детей. Не стремиться знать все новое в методике преподавания русского языка и литературы – значит неизбежно отстать от жизни, поэтому я регулярно посещаю и принимаю участие в районных семинарах. Но чтобы всё воплотить в практической деятельности, нужно и самой постоянно работать над собой, повышать уровень профессиональной компетентности, овладевать множествами знаний и умений.
Постоянно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятияТакими же активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей я хочу воспитать своих учеников.