Нализ работы МО учителей гуманитарного цикла


В 2012-2013 учебном году МО учителей гуманитарного цикла в рамках проблемы: "Обновление содержания и методик преподавания предметов гуманитарного цикла" ставило целью: формирование духовно – нравственной личности через совершенствование всех форм учебно–воспитательного процесса и повышение качества обучения.
Для достижения данной цели реализовывались следующие задачи:
1. Повышение уровня качества знаний учащихся по данным предметам.
2.Организация микроисследований, направленных на изучение личности учащихся и улучшение УВП. Совершенствование форм и методов преподавания предметов. Повышение уровня профессионального мастерства учителей.
3.Развитие у учащихся инициативы, стремления к самообразованию и саморазвитию.
4.Активное включение учителей в педагогический поиск, творчество. Продолжить знакомство с инновационными технологиями обучения (личностно-ориентированное образование, разноуровневое обучение, деятельный подход к обучению).
5.Оказание помощи учителей в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания учащихся.
6.Отслеживание результатов и анализ контрольных работ. Проведение предметных недель.
7.Организация внеклассной работы по предметам, олимпиад и тематических вечеров.
8.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.
В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы с учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.
В 2012 – 2013 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 7 педагогов.
Кол-во учителей 6
Высшее образование 5
1 категория 3
Высшая 4
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ГОСов.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных. Создано большое количество презентаций к урокам.
Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу. В ноябре на заседании МО учитель русского языка и литературы Ивлиева А.Е. выступила с докладом по своей теме: «Развитие морально-нравственного аспекта на уроках русского языка и литературы».
Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать учащихся предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески.
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Всего учителями было посещено 9 уроков. 12.11.12г открытый урок провела учитель истории Чернобук Т.В. «На путях ко второй мировой войне» в 12 классе, 10.12.12г учитель Литвинцова Т.К. в 10 классе «Способы образования слов», 10.12.12г учитель Ивлиева А.Е. Роль народа в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого в 11 классе, 27.02.13 Литвинцова Т.К. «Историческая тема в творчестве А.А. Блока в 8 классе, учитель географии Самойлова Е.А. по теме «Поволжье» 01.04.13г. в 7 классе, «Лагерная тема в прозе В Шаламова» - учитель Ивлиева А.Е. 12 класс. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом;
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
В этом учебном году ни один из членов МО не проходил аттестацию.
В этом учебном году улучшилась работа по обобщению передового педагогического опыта учителей. На педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях МО учителя делились с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводили самоанализ своей деятельности.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Проведение предметных недель, внеклассной работы по предмету.
3. Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ГИА, ГВЭ.
4. Методика создания дидактического материала (тесты).
5. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся.
6. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
7. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации
8. Анализ МО за год.
Заслушали доклады: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка» учитель Литвинцова Т.К., «Использование индивидуального подхода с целью обучения и развития учащихся» учитель Ивлиева А.Е..
В работу МО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ. В текущем году учителями были проведены следующие мероприятия: День Знаний, Новогодний вечер, День Победы – Чернобук Т.В., Земля – наш дом – Самойлова Е.А., Вечер памяти В. Высоцкого, экскурсия по творчеству С. Рериха, День Защитника Отечества - Ивлиева А.Е..
Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.
Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий на уроках учителя предпочтение отдавали наиболее эффективным: методу проектов, мультимедийным технологиям, презентациям.
Метод проектов использовался учителями в рамках программного материала, отбор тематики проводился с учетом практической значимости для учащихся.
Мультимедийные технологии помогали учителям–предметникам на уроках демонстрировать учебный материал. Компьютер с мультимедийным проектором заменяли им всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску, книгу, видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Учителя создавали различные презентации для своих уроков, это позволило им максимально заинтересовать учащихся темами уроков.
В рамках данных технологий создавались условия, позволяющие личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Реализация метода проекта изменило позицию самих учителей, которые из носителя готовых знаний стали организаторами самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сложившаяся система уроков творческого характера, уровневая дифференциация содержания изучаемого материала, использование частично – поискового обучения, проблемного, исследовательского методов обучения, групповой организации познавательной деятельности способствовало развитию личностных качеств учащихся. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогли учителям повысить качество обучения. Использование ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, сделать свободный выбор задания; опираясь на жизненный опыт учащихся, активизировать познавательные интересы, создать проблемные ситуации, побудить к поиску альтернативных решений, использовать творчество и смекалку.
В прошедшем учебном году была продолжена работа по формированию информационно-образовательного пространства школы.
1. Учителя применяют ИКТ не только при проведении уроков, но и при проведении вечеров, классных часов, внеклассных мероприятий.
2. Многие учителя достаточно хорошо овладели компьютером.
Расширение зоны использования ИКТ стало основой формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждены все члены педагогического коллектива. Пользовательские навыки становятся составляющей профессиональной компетентности учителя.
Думаю, что работу нашего МО можно признать удовлетворительной.
Мы не успокаиваемся на достигнутом, а продолжаем поиск путей повышения качества обучения и преподавания, эстетического и нравственного воспитания учащихся
, развития их творческого потенциала. На это будет направлена работа МО и в будущем учебном году
Задачи на новый 2013 – 2014 учебный год:
1. Продолжить работу МО по методической теме.
2. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и других технологий.
3. Выявлять, обобщать и распространять положительный опыт творчески работающих учителей.
4. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
5. Разрабатывать необходимый информационный материал для оказания помощи учителям в работе. Работать над созданием электронного «портфолио» методического объединения гуманитарных наук и отдельно каждого учителя.
6. В течение 2013 – 2014 учебного года учителям гуманитарных предметов систематизировать работу по подготовке учащихся к ГИА,ГВЭ.
7. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового опыта и сбору базы данных в электронном варианте и на цифровых носителях.
8. В работе МО гуманитарного цикла по повышению мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.
9. Спланировать цикл открытых уроков на МО гуманитарного цикла с обязательным обсуждением проблемной темы, над которой работает учитель, и тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков.
10. Совершенствовать оснащение кабинетов.