Презентация по русскому языку на тему:Падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Тема: Падежные окончания имён существительных во множественном числе.
Цель: Познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе. Совершенствовать навыки правописания окончаний имён существительных находящихся в форме множественного числа; уметь распознавать существительные единственного и множественного числа; Повышать культуру речи учащихся; развивать внимание, воспитывать самостоятельность, наблюдательность; прививать любовь к природе, учить заботиться о зимующих птицах.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа над пройденным материалом.
Проверка домашнего задания.
Повторение правил.
Минутка чистописания.
СС СС
сс
Словарь.
- Назовите дни недели, времена года, в которых есть [с] (среда, суббота, воскресенье, август, сентябрь, весна, осень);
- Слова, в которых звук [с] в начале слова (Света, Саша, Соня, Сеня);
- В середине слова (паспорт, трасса, шоссе);
- В конце слова (гас, кросс, лес);
- Назовите предметы в классе, в названиях которых есть [с] (стол, стул, доска);
- Игрушки, в названиях которых есть [с] (слон, самосвал, самолёт, самокат).
Продолжите:
В груд бьётся сердце. (Сердце, сердечко какое - доброе, отзывчивое, золотое сердце (прямое или переносное значение этого выражения) - как понимаете выражение?)
Пейте, дети, вкусный сок
Будете здоровы.
Сок какой? (вишнёвый, апельсиновый, мульти фруктовый, сливовый, черешневый, виноградный, смородиновый) с хлопками.
Хлопай только тогда когда услышишь в словах [с].
Устно (словарь)
Назовите слова, только имеющие в своём названии [с], с него они должны начинаться.
Вопросы:
Как тебя зовут? (Саша, Света, Соня, Сеня, Серёжа, Сафрон, Семён...)
Где ты живёшь? (город? Сахалин, Самара, Севастополь, Симферополь, Северодонецк,...)
Кто твоя сестра? (студентка, старшая)
Кем работает отец? (сторожем, строителем, специалистом, сварщиком, синоптиком, слесарем)
А мама? ( сортировщица, спортсменка, стоматолог, секретарь)
Что ты любишь есть? (сосиски, сыр, сметану, сахар, салат, сливки, суши)
Овощ - свекла, спаржа
Фрукт - слива, свити
Любимый напиток (ситро, сок)
Ягода - смородина
Где продукты? (В сумке, в сетке)
Где картина? (на стене, на столе)
Дополни стихотворение. (написано на доске)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули ...(яблоки)
Ведь это ...(снегири)
В каком числе употреблены имена существительные? (множественное число)
Как будет в единственном?
Снегирь:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко - красный галстук мой.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
Снегирь: Я пришёл к вам, чтобы поучиться у вас употреблять существительные во множественном числе, склонять имена существительные, выяснить особенности образования окончаний имён существительных.
- Что вы знаете обо мне? (отвечают дети)
1. Снегирь живёт там, где вьюги и метели, там где настоящая зима. Его родина - Сибирская тайга.
2. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом
Тут как тут!
3. Снегирь прилетит - о зиме известит (пословица)
4. Птицу назвали снегирём за то, что с нею приходит зима. Любит эта птица снег и мороз, и поёт только там, где они зимуют стаей.
- Давайте опишем нашего гостя снегиря. (Дети, глядя на картинку описывают птицу):
шапочка –
клювик -
грудочка – (сравнение с чем) как горячие угольки, новогодние игрушки, красный галстук, красный нагрудничек.
крылышки -
хвостик –
лапки -
(в конце описания снегиря, читает ученик)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Запись предложений, с комментированием дописывая слова.
Подарило солнышко свой первый розовый лучик снегирю (1 ряд). С тех пор сияет грудка снегиря алым цветом, подобно утренней заре. (2 ряд) И каждый кто его видит радуется ему, как утреннему солнцу (3 ряд) .
5.Розовый лучик, алый цветок, утренняя заря, утреннее солнце. Если бы вы были художниками, какие бы цвета в своей картине использовали? розовый, малиновый, красный.
6. Работа с рамочками.
Просклонять слова снегирь, снегири. Сравнить окончания, выделить их.
7. Наш снегирь имеет родню: давайте подберём слова родственные слову - снегирь, и добавим ещё немножко к ним зимних слов.
Пошёл белый снег, пришла Снегурочка, приковылял Снеговик, засверкали серебристые снежинки, посыпались снежки, приехал снегоход, начался снегопад, вдруг, метель намела большой сугроб, расцвёл подснежник, все деревья словно в сказке стали заснеженными, дети добавляют несколько зимних слов, в том числе и слово сосулька. Воспитательный момент:
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно,
А потом я заболел
Стало очень грустно.
Какие слова не родственные? (подчеркните их, в родственных выделите корень)
Первичное воспитание и осознание нового материала.
- Работа с учебником. с.131, упр. 248 (читаем), отвечаем на вопросы, рассматриваем рисунок.
- Кто ещё сидит на берёзе? (с хохолками свиристели). А кого ещё вы знаете из зимующих птиц? (воробьи, синицы, дятлы, сороки, вороны, щеглы, трясогузки, чижи, ушастая сова).
- Почему называют их зимующие? Какое должно быть участие человека в жизни птиц зимой? (отвечают дети).
Есть подружка у Снегиря - её зовут Синица.
Они проведут физминутку.
Закрепление изученного материала.
а) Работа с учебником с.131 упр. 249: выпишите из стихотворения каждое имя существительное; а рядом запишите эти же существительные, но в начальной форме. Укажите склонение.
- Повторить правило о склонении
1 склонение - женский и мужской род а - я
2 склонение - мужской род без окончания , средний о, е
3 склонение - женский род нулевое
Хохолками - хохолок (2-е склонение)
Свиристели - свиристель (2-е склонение)
- Чтение правила об определении склонения имени существительного, которое употреблено в форме множественного числа.
б) Работа с макетом дерева (читает учитель)
На сосне и на берёзах -
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима
И оставила
Распутывать во сне
Эту пряжу на берёзах
И сосне.
в) Помогает учителю Снегирь (снимает снежинки с дерева и раздаёт детям с заданием).
Определить склонения существительных во множественном числе.
берёза - снега - снежки -
деревья - вьюги - Снегурочки -
зима - метели - морозы -
вёсны - солнце - сосульки –
Просклонять слова (дети работают с рамочками падежей)
- вьюги
- сугробы
- берёза
На доске висит эскиз снегиря, с изображением его контуров.
Каждый выходит, говорит слово во множественном числе - переводит в единственное число и определяет склонение. И прикрепляет к эскизу части фотографии этой птицы. Так на доске появляется из пазлов СНЕГИРЬ (рисунок)
Ребята! А чем питается снегирь? Что едят зимующие птицы? (рябина, тыквенные семечки, семена подсолнуха, крошки хлеба, синички любят сало).
- А можно ли держать в клетках зимующих птиц? (Воспитательный момент)
Пусть птицы живут на воле, и тогда каждый сможет любоваться их красотой и слушать их чудесные песни.
А мы будем заботиться о них, насыпать им корм в кормушки.
Мы возьмём немножко смекалки, пополним словарный запас, добавим логики, пересыпем орфографией, выучим правило, поделимся знаниям и будем всегда помогать зимующим птицам в холодные, морозные дни. (дети в изготовленную кормушку насыпают зёрнышки)
Вот и наполнилась наша кормушка вашими зёрнышками и семенами, которые с удовольствием съедят наши пернатые друзья
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и снегирей
Дятел в пёстрых пёрышках
Всем хватило зёрнышек.
Проявите заботу о птицах (с обращением к детям)
Учитель: Дети! Берегите птиц!
Дети! Помогайте птицам!
Весной стройте скворечники, развешивайте кормушки и птицы вам скажут "спасибо!"
Итог урока:
- Что было интересного на уроке?
- Что понравилось?
- Что узнали нового?
Домашнее задание с.132 упр. 252
Списать 3 предложения (это пословицы)
Дописать самостоятельно 1 пословицу о зиме.
К слову метель подобрать синонимы.
Снегирь раздаёт шарики красного цвета с пожеланиями для детей.


15