Выступление на зональном семинаре учителей начальных классов по теме Синтез двух лучших систем


Нельзя не согласиться, что парадигма обучения в техногенном XXI веке поменялась. Ведь у учителей появились конкуренты. Кто они?
Вот те конкуренты, которые борются за внимание, и часто, как показывает практика, одерживают победу: Интернет, IPad, IPhone, Playstation и так далее. (СЛАЙД 2).
А современное общество требует нового уровня образования учащихся. Выпускник сегодняшней школы должен быть интеллектуально развит, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию, уважать мнения других людей, уметь вести конструктивный диалог, критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества, владеть прочными знаниями и уметь применять их в жизни. Для того чтобы ученики действительно обладали этими качествами, педагогу необходимо использовать в своей деятельности новые технологии и методики, позволяющие организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Учитель в наше время — это консультант и координатор. Его цель — создать образовательную среду. То есть мы должны помогать ученикам в поиске информации, правильно использовать учебный материал, Интернет и опыт других учащихся. Поэтому в Сингапуре, да и не только в нем, поменялась роль учителя и ученика.
Обучение в сотрудничестве — это структурированная организация обучения учащихся в составе малых учебных команд (как правило, по 4 человека), в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляют их уже в готовом виде. Лозунг: «От твоего успеха зависит мой успех, и от моего успеха зависит твой успех». (СЛАЙД 3)
Почему обучение в Сотрудничестве очень популярно за рубежом? Предлагаю вашему вниманию сравнение традиционного урока у нас в России и того, каким он должен быть (и какой он есть, в частности, в Сингапуре): (СЛАЙД 4)
Традиционный урок Современный урок
Обучение (натаскивание) Обучение
для экзаменов для компетенций
Индивидуальное учение Обучение
(соревнование) в сотрудничестве
В центре — учитель В центре — ученик
Лидеры* и тихони* Равенство*
Лидеры — те учащиеся, которые быстрее всех делают задания. Они постоянно тянут руки, чтобы ответить, и это замечательно. Однако нужно дать высказаться всем учащимся.
Тихони — слабые, застенчивые или медленные учащиеся. Именно они больше всего страдают от недостатка внимания учителя.
Равенство — структуры обучения в сотрудничестве обеспечивают равномерное участие всех учеников.
А сейчас хочу привести свои примеры успешного использования обучающих структур и мыслительных приемов Сингапурской компании «Educare» на уроках русского языка и математики.

Почти в начале каждого урока можно использовать ОС ТИМ ЧИР — кричалка, девиз. ТИМ ЧИР — это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. ТИМ ЧИР учащиеся проговаривают вслух хором. Например, (СЛАЙД 5)
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте.
Только вперед
И только вместе!
Для актуализации знаний очень успешно применяется МП СОРТ КАРДС — рассортируй карточки. СОРТ КАРДС — мыслительный прием, развивающий навыки классифицирования информации по определенным категориям. Например, на уроке русского языка в I классе при повторении групп животных учащиеся получают задание распределить карточки на разные категории. (Работа с конвертом №1 — 1мин.).
На любом этапе урока учащиеся под руководством учителя могут применить ОС КОНЭРС. КОНЭРС — обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Например, на уроках русского языка в IX классе при изучении типов сложных предложений каждый ученик получает карточку с предложением, на месте определяет тип предложения, записывает название своего угла на обратной стороне карточки, подходит к своему углу, выбирает партнера не из своей команды, пары обсуждают причины своего выбора. (Работа с конвертом №2 — 2мин.).
ОС МИКС-ФРИЗ-ГРУП я стараюсь использовать на каждом уроке, потому что эта структура — настоящая физкультминутка для всего тела. В этой структуре участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
— Сколько падежей в русском языке? (6)
— Делимое 2400, делитель 600. Чему равно частное? (4)
— Сколько главных членов предложения вы знаете? (2)
— Произведение чисел 4 и 2 равно (8)
— Сколько богатырей изображено на картине известного художника В. М. Васнецова «Богатыри»? (3)
В заключение хочу сказать, преподавание в школе — нелегкий труд, если это делать на совесть. Но наше счастье в том, что мы, как птицы двукрылые, вооружены классической системой обучения по советской методике и не менее интересной и эффективной — сингапурской. Здесь-то и рождается замечательный эффект синтеза двух лучших систем.